Хозяева встречи выстроили протокол так, чтобы никто не счел себя обиженным. Фото Reuters
Возможно, Папа Франциск не принесет мира Ближнему Востоку, но он дает пример проведения политкорректных мероприятий в сфере межрелигиозных, а равно и международных отношений. В этом сошлись все наблюдатели, обсуждавшие подготовку к совместной молитве президента Израиля, главы Палестинской автономии, Константинопольского Патриарха и Римского Папы, местом для проведения которой был выбран Ватикан. Понтифик не обманул ожиданий: на фоне сомнений в действенности происходившего в Ватикане продемонстрировали совершенство протокола. Представители четырех религий совершили молитву вместе так, что никто не мог посчитать себя обиженным. Участники встречи обменялись братскими поцелуями в сени ватиканских садов и посадили оливковое дерево.
О намерении организовать совместную молитву лидеров враждующих Израиля и Палестины Папа Франциск объявил в ходе своего визита на Святую землю в мае с.г. Тогда же президент еврейского государства Шимон Перес и палестинский лидер Махмуд Аббас ответили Понтифику согласием. Наблюдатели назвали инициативу беспрецедентной.
В ходе подготовки к совместной церемонии выяснилось, что Ватикан готовится к проведению религиозного мини-саммита. Помимо политических в Рим прибыли и религиозные лидеры из разных стран, включая друга Понтифика раввина Абрахама Скорку из Аргентины. Особое приглашение досталось Патриарху Константинопольскому Варфоломею: его позвали принять участие в торжественной части мероприятия. Двоим духовным лидерам предстояло сопровождать двух светских.
При согласовании протокола совместного обращения к Богу Ватикану пришлось сгладить острые углы между вероучениями. Было решено, что иудей, мусульманин и христиане будут молиться по отдельности, при этом произносить лишь то, что сближает между собой их религии. Порядок выступлений был определен в соответствии с историческим принципом: Перес как представитель старейшей религии первым, Аббас – последним, Папа пропустил Патриарха вперед.
Похоже, чтобы компенсировать последнее место мусульманина, в Ватикане пошли на хитрость. Сенсацией мероприятия стало использование Католической Церковью в ходе своего богослужения арабского языка. На наречии незначительного меньшинства своих единоверцев кардинал Питер Тарксон исполнил кантату святому Франциску. Кроме него молились недавно канонизированному Иоанну Павлу II. Помимо арабского христианское обращение к Богу прозвучало на английском и итальянском языках.
По завершении богослужения Предстоятели Церквей и политические лидеры выступили с речами о мире. Понтифик подчеркнул, что прощение требует зачастую большего мужества, чем готовность продолжать войну. «Но чтобы добиться мира, одних наших сил недостаточно», – сказал Папа, в речи которого звучали отсылки к Богу. Словно по иронии, президент Израиля выступил с прямо противоположным заявлением. «Принести мир нашим детям – в наших силах. Это наш долг», – заявил Перес. Столкновение двух типов риторики стало неожиданным итогом встречи.
Другим результатом можно назвать изменение официальной риторики Святого Престола. В ходе церемонии, на которой присутствовало несколько имамов, Папа Франциск обратился к приверженцам ислама, назвав их «братьями», а не «друзьями», как ранее. Обратил на себя внимание и отказ от греческого языка: Патриарх Константинопольский предпочел произнести свою молитву по-английски.
Первое в своем роде экуменическое ритуальное действо с участием ведущих политиков вызвало смешанную реакцию у мировых СМИ. Многие комментаторы отметили диссонанс между торжественностью произошедшего события и его, вероятно, незначительным политическим воздействием. Но чаще говорилось о необычности мероприятия, главная интрига которого заключается в том, станет ли оно традиционным.
В самом деле, ранее Римские Папы сосредотачивали свои усилия на внутрихристианских проблемах, но с приходом Франциска прослеживается иная тенденция: Понтифик стремится обеспечить себе положение посредника, в том числе в тех регионах, где доля его единоверцев крайне невелика. А значит, новые церковно-политические экуменические встречи вполне возможны.
Подтверждение этого предположения пришло уже после завершения церемонии. Вслед за ней Папа Франциск провел переговоры с премьером Японии, в ходе которых затронул вопрос о мирных инициативах на Дальнем Востоке. В августе с.г. Папу ждут с визитом в этой части земного шара – он посетит Корею.