Новый муфтий Чечни Салах Межиев. Фото с сайта www.islamtuday.com
Конец весны и начало лета ознаменовались рядом важных событий в исламском сообществе России. В первую очередь изменения коснулись ситуации в Крыму. Несмотря на все усилия властей Татарстана и Совета муфтиев России (СМР), Меджлис крымско-татарского народа был признан Кремлем недоговороспособной организацией. Видимым признаком смены политики в отношении Меджлиса стало увольнение из правительства Крыма предпринимателя Ленура Ислямова, который был обвинен в профессиональной непригодности и ангажированности. Его преемником на посту вице-премьера стал давний оппонент Меджлиса Руслан Бальбек.
Таким образом, ставка Совета муфтиев на Меджлис оказалась неудачной, а настойчивое лоббирование его «безальтернативности» в администрации президента и МИД России подпортило репутацию муфтия Равиля Гайнутдина и его первого заместителя Дамира Мухетдинова, проявивших на этом поле особую активность. С уходом Ислямова и маргинализацией Меджлиса перспективы СМР в Крыму выглядят негативными, даже с учетом предварительно поддержанной вице-премьером Дмитрием Козаком инициативы Мухетдинова по открытию на полуострове медресе. Дополнительным негативным моментом для СМР здесь стало интервью сайту «Этнорелигиозные исследования в Поволжье» бывшего представителя этой организации по связи с казачеством Таная Чолханова, который подверг функционеров Совета муфтиев жесткой критике.
В диалог с мусульманами Крыма включилось Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России. 1 мая Уфу посетила делегация мусульман Севастополя, а 12 июня Верховный муфтий Талгат Таджуддин встретился в Симферополе с главой ДУМ Крыма муфтием Эмирали Аблаевым. Встреча прошла без участия представителей Меджлиса и без каких-либо упоминаний этой организации. Не исключено, что в диалоге с крымским мусульманским духовенством ставка теперь будет сделана на структуру Талгата Таджуддина.
На других фронтах дела у Совета муфтиев России также не задались. Правоохранительные органы провели серию облав и обысков в общинах этой организации, особенно тщательно пройдясь по мечетям в Свердловской области и Мордовии. Муфтий Муса Сагов, представляющий интересы СМР в Якутии, был оштрафован за хранение экстремистской литературы, а один из двух тюменских муфтиев Совета – Галимзян Бикмуллин – досрочно ушел в отставку из-за уголовного дела, возбужденного по обвинению в растрате крупной суммы денег. 15 мая новым председателем ДУМ Тюменской области стал Зиннат Садыков, имам мечети села Каскара Тюменского района и бывший советский офицер. При этом было решено разделить должности муфтия и председателя ДУМ.
На этом фоне очень смелой выглядела инициатива пригласить на организованную Советом муфтиев выставку «Халяль Экспо 2014» исламистского проповедника Халида Ясина, чья лекция «Чуждые» занимает в федеральном списке экстремистских материалов 1455-ю позицию. В 2009 году СМР уже позвал в Москву турецкого проповедника Мустафу Сунгура, за что муфтий Равиль Гайнутдин получил предостережение Московской городской прокуратуры. Но на этот раз муфтию повезло – Ясина в Россию не пустили, и новое предостережение Гайнутдин вряд ли получит.
В конце мая делегация СМР посетила Пензенскую область, однако этот визит прошел в дежурном режиме и никак не повлиял на расклад сил в местном мусульманском сообществе, раздробленном на целых восемь юрисдикций. Тем временем в исламской общине Нижегородской области произошел очередной скандал – имам из Краснооктябрьского района Дамир Каюмов подверг резкой критике руководство ДУМ Нижегородской области в составе СМР за финансовые махинации и нежелание финансировать исламское образование.
В ЦДУМ тоже произошел конфликт в одном из региональных представительств. 20 мая появилась информация о снятии с поста представителя ЦДУМ на Дальнем Востоке Хамзы Кузнецова. Как было сказано в указе главы ЦДУМ, Кузнецов снят «за умышленный подлог, фальсификацию подписей на предоставленных в управление Минюста России по Хабаровскому краю для регистрации документах мусульманской организации «Аль-Фуркан» Центрального духовного управления мусульман России и в связи с утратой доверия». В ЦДУМ пояснили, что муфтий хотел изменить устав в части назначения себя на должность. Он оставил первый и последний листы устава, а середину пытался заменить, прописав, что его назначает не ЦДУМ, а местный приход. Вскоре сам Кузнецов подтвердил эту информацию, заявив, что устав ЦДУМ не соответствует современным реалиям управления мусульманских общин. Вскоре губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту был представлен новый глава дальневосточных общин ЦДУМ Артур Гарифуллин. В то же время сторонники Кузнецова заявили о желании зарегистрировать независимое от ЦДУМ духовное управление, однако их шансы на это невелики.
30–31 мая в Грозном прошел VI Международный миротворческий форум «Ислам – религия мира и созидания», который изначально был запланирован на 25–26 мая. Особого резонанса эта конференция не получила, однако вскоре после ее завершения муфтий Чечни Султан Мирзаев неожиданно подал в отставку «по состоянию здоровья». 11 мая на внеочередном съезде ДУМ Чеченской Республики его новым главой был избран имам Салах Межиев. Детали неожиданной отставки чеченского муфтия пока не разглашаются, поэтому сложно говорить о ее причине. Примечательно, что Мирзаев, как и упоминавшийся выше Бикмуллин, некогда был избран на свой пост пожизненно.
В Пятигорске местные мусульмане выступили с протестами против решения властей снести их недостроенную мечеть, которая возводилась без надлежащих документов. После угроз муфтия Ставропольского края Мухаммада Рахимова выйти на митинг и обратиться к президенту России, жалоба которому была вывешена на сайте муфтията, вопрос был урегулирован, и 17 мая мусульманам выделили новое место. Муфтий остался доволен, и конфликт был исчерпан, однако не до конца – жители поселка Винсады, где планируется построить мечеть, выступили против этой инициативы. За мусульман вступился глава епархии РПЦ архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов), что дает надежду на окончательное урегулирование этой затянувшейся истории.