Московская умма поможет крымско-татарской молодежи найти дорогу к традиционному исламу. Фото Reuters
В Республике Крым вскоре может появиться свое высшее исламское учебное заведение. Как сообщил «НГР» первый заместитель председателя Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) Дамир Мухетдинов, родилась эта идея на встрече 27 марта в Симферополе главы ДУМЕР и Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина с председателем Духовного управления мусульман Крыма Эмирали Аблаевым. «Мы обратили внимание в ходе нашего визита, что на территории Крыма нет исламских учебных заведений, – говорит Мухетдинов, который сопровождал Гайнутдина в ходе визита на полуостров. – Поэтому Равиль Гайнутдин во время своих официальных встреч после возвращения из Крыма – с Григорием Карасиным, статс-секретарем МИДа, и Вячеславом Володиным, первым заместителем администрации президента, – изложил те чаяния и нужды, о которых нам говорили мусульмане Крыма, и то, чем мы совместными усилиями можем им помочь. Одним из самых важных направлений было создание высшего учебного (исламского. – «НГР») заведения в Крыму».
Пока, как сообщил нашему изданию Мухетдинов, «вопрос в стадии проработки» на уровне крымских властей, конкретных решений нет. Проблем с местом выбора и помещением, считает Мухетдинов, не возникнет, так как на полуострове «есть медресе, которые можно переоборудовать под высшее учебное заведение». Что же касается количества будущих шакирдов (исламских студентов), по его мнению, «если бы набрали на первый курс 25 человек очников и примерно столько же заочников, было бы более чем достаточно».
Как отметил первый зампред ДУМЕР, его организация готова оказать помощь коллегам в Крыму при реализации подобной задачи: «У нас есть опыт, так как Совет муфтиев России является учредителем двух высших учебных заведений – Российского исламского института в Казани и Московского исламского института. Учебно-методическая база, образовательные пособия – все эти наработки у нас есть, и мы готовы ими поделиться». При этом преподавательские кадры, считает он, есть непосредственно и на полуострове: «В самом муфтияте в Крыму и в государственных учебных заведениях есть профессионалы, имеющие высшее теологическое образование. Есть также светские исламоведы, религиоведы, историки. Весь этот потенциал мог бы быть востребован».
В свою очередь, глава независимого Московского муфтията Альбир Крганов после обнародования инициативы ДУМЕР предложил иной путь по обеспечению мусульман Крыма (где он также побывал в марте с визитом) высшим теологическим образованием: «На базе светского вуза, например Инженерно-педагогического университета (в Симферополе. – «НГР»), открыть факультет теологии и там готовить студентов. Это было бы, возможно, даже полезнее – там есть и светские дисциплины, и вместе с тем религиозные преподаватели могли бы выстроить там свою образовательную часть».
Анализируя опыт уже существующих в разных регионах и принадлежащих разным муфтиятам исламских вузов, можно отметить, что в них реализовано сразу несколько административных подходов.
Первый, классический, реализован в Московском исламском университете ДУМЕР, Российском исламском университете в Казани, учрежденном в 1998 году Духовным управлением мусульман Республики Татарстан, Советом муфтиев России и Институтом истории имени Марджани Академии наук Татарстана, Исламском институте «Хаджи-Тархан» Астраханского регионального духовного управления мусульман, Российском исламском университе имени Кунта-Хаджи в Грозном и еще целом ряде других вузов в республиках Северного Кавказа. Здесь готовят чтецов Корана и исламское духовенство, и набор в общем-то достаточно невелик по сравнению со светскими учебными заведениями. Московский исламский университет в июне с.г. готов выпустить 33 специалиста. В казанском вузе обучается более 500 студентов, но, судя по опубликованному на его сайте списку набранных в этом году на первый курс по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала исламского вероисповедания», лишь 19 из 118 абитуриентов зачислены на очное (дневное) отделение), 29 – на очно-заочное (вечернее), прочие – заочники. В «Хаджи-Тархане» учатся 130 шакирдов, из них на трех дневных отделениях – 70, на трех вечерних – 60, и т.д. Это близко к цифрам, названным Мухетдиновым в отношении будущего крымского исламского вуза.
Еще один вариант реализован в Дагестане – республике, лидирующей в России как по числу мечетей, так и по числу направляемых в хадж паломников. В 1990-е годы здесь открылись десятки местных негосударственных вузов и филиалы зарубежных. Даже после ликвидации в 1999 году заведений ваххабитского толка вузов здесь осталось все же больше, чем во всех прочих регионах России, вместе взятых. Вот данные из доклада «Исламские учебные заведения постсоветского Дагестана», представленного республиканским исследователем Вефадером Меликовым на Первой научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии» в Нижнем Новгороде в 2008 году: «На начало 2006 года в Республике Дагестан учтено… 14 исламских институтов и университетов (более 2600 студентов), а также 43 их филиала (более 2400 студентов)». «Примечательно, – отметил Меликов, – что исламская общественность, учитывая существующие проблемы с аттестацией религиозных вузов в РФ и трудоустройством выпускников, начала осваивать новую форму организации исламского образования – создание теологических вузов с программами, соответствующими государственному стандарту по специальности «Теология». Это позволяло им получить государственную аккредитацию и соответствующие права… Таким образом начали действовать Исламский университет имени Саидбега Даитова в Хасавюрте и Институт теологии и религиоведения в Махачкале».
Созданный в 2004 году Институт теологии и религиоведения, переименованный в 2008 году в Институт теологии и международных отношений, в настоящий момент, по информации на его сайте, имеет 2 тыс. студентов, обучающихся на 4 факультетах – теологии, лингвистики и журналистики, экономики и информатики и международных отношений. Подобное сочетание религиозных и светских предметов демонстрирует и Дагестанский теологический институт имени Саида Афанди в селе Чиркей Буйнакского района. Как сообщается на сайте Духовного управления мусульман Дагестана, в учебной программе института – курсы политологии, государственного права, основ управления, компьютерных и информационных технологий, и получившие в нем образование «теологи готовы к работе в сфере… управления и бизнеса как эксперты государственных, муниципальных и общественных учреждений».
Некий гибридный вариант реализован в Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) России. Открытый в 1989 году на базе медресе «Галия» Российский исламский университет в Уфе, по данным сайта Межвузовского совета СНГ по духовному образованию, «имеет восемь филиалов, которые находятся в светских учебных учреждениях, например в Оренбурге, Астрахани». Подобного рода филиалами на практике могут являться факультеты теологии в государственных вузах, например Горном университете Екатеринбурга, в которых преподают откомандированные имамы ЦДУМ. Так как Крганов до конца прошлого года был функционером ЦДУМ, вероятно, он опирается именно на подобный опыт.
Какая из описанных моделей будет признана местными чиновниками наиболее приемлемой для Крыма, сказать пока сложно.