Документ позволяет получить представление о богословских взглядах ранних христиан. Фото Reuters
В Гарвардском теологическом вестнике было опубликовано несколько статей, посвященных проблеме так называемого «Евангелия Иисусовой жены». Два года назад историк из Гарвардской школы богословия Карен Кинг выступила с докладом на Международном конгрессе коптских исследований о некоем фрагменте папируса. В рукописи на коптском языке, который использовали христиане Древнего Египта, от лица Иисуса Христа было написано «моя жена», «она сможет стать моим учеником», «я буду жить с ней». В течение двух лет специалисты по чернилам, древним системам письменности и раннему христианству пытались установить, является ли надпись современной фальшивкой или подлинником. Авторы недавно опубликованных в Гарварде статей пришли к выводу, что фрагмент папируса, обнаруженный Карен Кинг, датируется VI–VIII вв. н.э., но это открытие породило лишь новые проблемы и противоречия.
По мнению Кинг, находка не приближает нас к ответу на вопрос, существовала ли в реальности жена Иисуса, зато позволяет проникнуть в богословские диспуты ранних христиан и узнать, как решалась проблема целибата духовенства. Автор фрагмента папируса неизвестен, но в нем Иисус говорит о своей матери, жене и сподвижнице по имени Мария. Возможно, этот неполный текст, считает Кинг, следует толковать как возможность женщинам – женам и матерям – являться полноправными членами Церкви. Недаром во многих языках для обозначения монахинь используется метафора «невеста Христова».
Тем не менее не все исследователи согласны с такой конвенциональной точкой зрения. Например, специалист по исследованию Нового Завета Хэл Тауссинг, работавший вместе с Кинг над расшифровкой рукописи, считает находку текста выдающимся открытием, указывающим на исключительную роль Марии Магдалины в ранней христианской общине. По мнению историка, у нас до сих пор нет достоверных данных о земном пути Христа, являющегося одной из самых удивительных личностей в истории человечества. Все, что у нас есть, по мнению исследователя, это традиция описания определенных событий принятым образом, тогда как на самом деле складывание канонического евангельского текста подчас напоминало игру в «глухой телефон», когда один переписчик переделывал записки своего предшественника, додумывая и объясняя неясные моменты и заполняя лакуны по собственному разумению.
По этой причине исследователь евангельского повествования считает, что обнаруженный фрагмент приоткрывает завесу над процессом складывания канона, так как представляет собой текст, отвергнутый традицией, возможно, по политическим причинам, например, для отстранения женщин от власти в ранней христианской Церкви. Но нельзя забывать о том, что и в наши дни новость о возможной семейной жизни основателя христианского вероучения может быть использована некоторыми христианами в собственных целях. Например, внедрения практики женского духовенства и епископства во всех Церквах – членах Англиканского Содружества.
Таким образом, вопрос о толковании противоречивого текстового фрагмента остается открытым, но немаловажно, что содержание обнаруженного папируса находится в русле современного переосмысления религии обществом. Женатый или влюбленный Иисус, считают американские исследователи, мог бы быть более понятен современным людям. Фантазии на эту тему не редкость в современной культуре, ярким примером тому может служить мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда».