Жители Абу-Гош продемонстрировали Кадырову свою верность «черкесским» традициям. Фото ИТАР-ТАСС
Глава Чечни Рамзан Кадыров 23–24 марта побывал с неофициальным визитом в Израиле. Частная поездка чеченского лидера была приурочена к открытию мечети имени первого президента республики Ахмада Кадырова в израильском селении Абу-Гош. Теперь этот населенный пункт, где проживают 6 тыс. мусульман, может гордиться тем, что на его территории расположена одна из самых крупных в Израиле мечетей: она имеет четыре 50-метровых минарета и огромный золотой купол.
«Я могу уверенно сказать, что это одна из красивейших мечетей, – написал в своем аккаунте в Instagram Рамзан Кадыров. – Одновременно в ней смогут молиться до 3 тыс. человек, имеются все условия для медресе, имама. Есть конференц-зал. Четыре минарета видны со всех концов города». Некоторые элементы внутреннего убранства повторяют аналогичные элементы мечети Сердце Чечни в Грозном. Мечеть имени Ахмада Кадырова расположена на одноименной улице в Абу-Гоше, получившей это название несколько лет назад, когда начали развиваться отношения между северокавказской республикой и израильским селением. В 2011 году глава муниципалитета Абу-Гош Салим Джабер обратился к общественности и властям Чечни с признанием, что он считает предков односельчан вайнахами.
Окрестности Абу-Гоша хорошо известны туристам, посещающим Израиль. Селение расположено по пути из Тель-Авива в Иерусалим, и здесь обычно делают остановку тургруппы, выезжающие с побережья в святой город трех религий. Считается, что предки Салима Джабера и его односельчан обосновались в этом месте то ли в XVI, то ли в XVIII веке (оценки различаются в зависимости от политических взглядов историка), для того чтобы взимать с паломников мзду. Точки зрения на происхождение семейства Абу Гош, основавшего селение, тоже разнятся. Большая часть израильских источников называет их арабами. Некоторые считают селение черкесским, якобы его основали мамлюки адыгского происхождения, служившие в войске османских султанов. И вот появилась экстравагантная версия чеченского происхождения, которая позволила сельчанам привлечь не только средства, но и высоких гостей с «исторической родины». Рамзану Кадырову, судя по всему, эта версия нравится. «Чеченцы Абу-Гоша много веков назад оказались на Ближнем Востоке. Они сохранили религию, обычаи, традиции. Мы сделаем все для укрепления с ними связей», – написал он под фотографиями, сделанными на церемонии. Кадыров также описывает торжества, в которых «приняли участие известные религиозные деятели, тысячи жителей Абу-Гоша, молодежь, старики, дети». Они держали в руках флаги и флажки России и Чечни.
После этого лидер Чечни отправился в Иерусалим, где встретился с мэром города Ниром Баркатом. «По его приглашению», – подчеркивает Кадыров. «Мэр подробно рассказал о городе, его историческом, религиозном и культурном значении. Баркат интересовался экономикой, социальной сферой Чечни. Мы договорились способствовать установлению экономических, культурных связей. Я пригласил мэра в удобное для него время посетить Чеченскую Республику», – пишет он в Instagram. На одной из размещенных в соцсети фотографий рядом с Кадыровым и Баркатом запечатлен бизнесмен Аркадий Гайдамак, который с 2005 по 2009 год возглавлял Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России, а ранее был одним из спонсоров Федерации еврейских общин России.
| Четыре минарета мечети видны со всех концов селения. | Фото ИТАР-ТАСС |
В некоторых израильских публикациях звучат упоминания о том, что жители Абу-Гоша несколько обижены отсутствием на церемонии официальных лиц Израиля, например депутатов Кнессета. Также из частных откликов в соцсетях можно понять, что некоторые израильтяне, жители Иерусалима, с опаской восприняли соседство чеченской мечети. Однако в официальных СМИ северокавказской республики нет и тени подобных разногласий.
Нельзя особо не отметить приподнятый и мажорный тон публикации на сайте Гостелерадио Чечни, описывающей поездку Рамзана Кадырова: «Духовно-культурные отношения, которые удалось наладить за этот короткий срок между Чеченской Республикой и Израилем, корни которых уходят глубоко в историю, должны процветать и приносить внушительные плоды» (стилистика оригинала немного изменена). Визитом лидера республики не исчерпываются мероприятия в Израиле, посвященные Северному Кавказу. 18–19 марта во Дворце Конгрессов в Иерусалиме прошли Дни чеченской культуры, сообщают республиканские СМИ. Все это дает повод израильским комментаторам предполагать, что связи Чечни и Израиля не ограничатся духовной помощью черкесам Абу-Гоша, но их ждет продолжение в экономической и, возможно, даже политической плоскости.
Также нельзя не отметить разницу в тоне между чеченским официозом и исламскими информационными ресурсами. Наиболее умеренные из последних упоминают об открытии мечети, старательно избегая упоминания слова «Израиль» и топонимической конкретики. Не случайно некоторые российские СМИ назвали Абу-Гош «палестинским селением». Однако эта община расположена внутри границ 1967 года, более того, в войне 1948 года жители деревни оказывали активную помощь отрядам еврейской самообороны и будущей армии Израиля. В те времена клан Абу Гош враждовал со знаменитым кланом Хусейни (из которого вышел Ясир Арафат), уже более полувека настроенным резко антиеврейски и антиизраильски. В наиболее радикальных исламистских кругах жителей селения называют «предателями палестинского дела» и «коллаборационистами», впрочем, «коллаборационистскими» они считают и власти Чечни.
Известно, как тяжело приходится мусульманским лидерам, которые решаются посетить территорию Израиля. Тем более если они демонстрируют дружелюбное отношение к этому государству. Известно также, что Рамзан Кадыров – самый популярный у жителей исламского зарубежья мусульманский лидер России. Очевидно, глава Чечни считает запас своей харизмы и политических ресурсов настолько прочным, что может позволить себе не идти на поводу у радикалов и проводить собственную дипломатию. Или дипломатию, отвечающую интересам Российской Федерации.