Мухиддин Кабири советует Москве договариваться не только с официальными властями СНГ, но и с оппозицией. Фото Reuters
«Есть какие-то проблемы, касающиеся референдума, но де-факто Крым уже часть Российской Федерации. Рано или поздно все должны будут это признать. Если другие государства имеют право на защиту своих интересов в различных регионах, то почему Россия не имеет такого права?» Это цитата из интервью председателя Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухиддина Кабири, неожиданно выступившего в поддержку присоединения полуострова к Российской Федерации и совершившего затем вояж в нашу страну. В Казани и Москве политик провел целую серию встреч с исламскими лидерами и высокопоставленными чиновниками страны. ПИВТ – единственная на постсоветском пространстве легальная исламская партия, действующая с 1990 года, и сейчас она предлагает себя в качестве партнера по обеспечению интересов России в Средней Азии и работе с таджикскими гастарбайтерами.
Первые заявления Мухиддина Кабири в поддержку российской политики прозвучали 18 марта, а 19-го он прибыл в Казань. «Наш опыт, который мы приобрели в Таджикистане, будет полезен для других регионов. В частности, для Татарстана», – так в интервью интернет-изданию KazanFirst лидер ПИВТ изложил цель своего визита в Поволжье. 20 марта в резиденции Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) состоялась встреча политика из Таджикистана с муфтием республики Камилем Самигуллиным. Факт встречи подтверждает сообщение на сайте ДУМ РТ, однако ее содержание сайты татарстанского муфтията и ПИВТ передают предельно лаконично: «Кабири обсудил с муфтием вопросы религиозного характера, касающиеся таджикской диаспоры, проживающей на территории Татарстана».
Можно лишь предполагать, о чем именно говорили Кабири и Самигуллин. Однако известно, что в последние годы в Татарстане обострилась ситуация с проникновением идей радикального ислама через мигрантов из Средней Азии. В частности, летом 2012 года в СМИ проходила информация о том, что казанская мечеть «Аль-Ихлас» (закрытая позже за связь с запрещенным в России движением «Хизб ут-Тахрир») активно работала именно с гастарбайтерами, в том числе оформляя для них документы и подбирая работу и жилье. Весной 2013 года в селе Курманаево Нурлатского района Татарстана разгорелся конфликт между местными жителями и поселившимися там же переселенцами-таджиками, которым, как сообщалось в СМИ, покровительствовали некие «бородачи в коротких штанах» (так обычно выглядят ваххабиты).
Кабири встретился в Казани с руководителем управления по взаимодействию с религиозными объединениями департамента по вопросам внутренней политики аппарата президента Республики Татарстан Ильнуром Гатауллиным. «На этой встрече, – сообщается на сайте ПИВТ, – обсуждались такие проблемы, как положение таджикских мигрантов в данной республике, использование духовного и нравственного потенциала таджикского народа для предотвращения экстремизма в целом и т.д. ...Стороны пришли к мнению, что нужно развивать отношения для взаимного сотрудничества в сфере миграции, предотвращения экстремизма». Гатауллин в комментарии «НГР» подтвердил факт встречи, состоявшейся по инициативе таджикской стороны, но сообщил, что «она была чисто ознакомительной» и ее участники «не касались каких-либо практических вопросов». Тем более что, по его словам, «никаких конкретных предложений с их (ПИВТ. – «НГР») стороны не было», и имел место простой «обмен информацией» об опыте Татарстана, который мог бы быть востребованным в Таджикистане, и ПИВТ, возможно, интересный для Поволжья. «Никаких договоренностей достигнуто не было», – сообщил Гатауллин. «Единственно, – уточнил он, – было бы неплохо, если бы их специалисты, теологи и религиоведы, могли на какой-то общей площадке встретиться (с татарстанскими. – «НГР») и обсудить вопросы экстремизма и терроризма. Договоренность только об этом была». Однако, говорит Гатауллин, никакой конкретики по поводу визита таджикских религиозных деятелей в Казань также не обсуждалось, но «под какой-то (повод. – «НГР») можно их пригласить». Вопрос экстремизма в среде выходцев из Таджикистана, как сообщил «НГР» Гатауллин, Кабири в разговоре с ним не поднимал, но «сообщил, что собирается обсудить это на встрече с представителями таджикской диаспоры в Татарстане». По информации на сайте ПИВТ, такая встреча у Кабири прошла в Доме дружбы народов сразу же после визита в аппарат президента Республики Татарстан.
25 марта, уже в Москве, Кабири сделал важное заявление: «В России, где мусульманское население составляет меньшинство, невозможно появление исламской партии». Оно прозвучало на круглом столе «Современная история распространения джихадистских идей, причины их появления и распространения» в столичной Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» («Маджлис»), которое знакомит российское общество с исламом и развивает культурные и экономические связи с мусульманскими странами. По сообщению освещавшего круглый стол (достаточно немноголюдный) журналиста сайта IslamNews, на ней присутствовали член Общественной палаты РФ муфтий Альбир Крганов и заместитель директора правительственного Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Эдуард Хачукаев.
Судя по данным соцопросов, озвученным 19 сентября 2013 года в Общественной палате, до половины представителей титульных наций в Татарстане и Башкирии готовы были бы поддержать на выборах гипотетическую исламскую партию (см. «НГ» от 20.09.13). Создание таких партий начиная с 2002 года запрещено законодательством России. И поддержка сохранения этого принципа со стороны Кабири весьма кстати российским властям, ведь Партия исламского возрождения была официально оформлена в 1990 году не где-нибудь, а в Астрахани. По словам Кабири, которого цитирует IslamNews, «роль моста и стабилизатора в России может сыграть религиозное духовенство и исламская интеллигенция, выступив в качестве моста между властями и молодежью».
25 марта Кабири прибыл в резиденцию председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, где встретился с муфтием и его первым заместителем по Духовному управлению мусульман европейской части России Дамиром Мухетдиновым. «Главной темой встречи стал вопрос миграции, – сообщает российский сайт «Ислам в СНГ». – Говоря о мигрантах, Кабири отметил, что необходимо увеличивать эффективность работы с ними, так как они нередко подпадают под влияние проповедников радикального толка, в особенности в социальных сетях и Интернете». Как сообщает сайт Совета муфтиев, в итоге «стороны договорились о долговременном и плодотворном сотрудничестве».
Кроме того, рефреном в упомянутом выше интервью главы таджикской исламской партии звучали призывы к руководству России ориентироваться в сотрудничестве с его республикой не только на ее официальные власти, но и на общество и оппозицию. «К сожалению, Россия до сих пор работает только с властями республик бывшего Советского Союза», – заявил Кабири KazanFirst, указав, что подобная политика на Украине привела в итоге к майдану. «Такие же события обязательно повторятся и в Центральной Азии», – заявил он 1 марта на встрече с молодежью в Душанбе, добавив, что «Россия уже проиграла Украину и должна сделать выводы из этого… дружить не только с правительствами стран постсоветского пространства – ей необходимо иметь хорошие отношения и с народами этих стран».
В общественно-политической жизни Таджикистана наша страна играет огромную роль – ведь от нее фактически зависит большая часть дохода республики, поступающего от трудящихся в России гастарбайтеров. Поскольку в ситуации вокруг референдума в Крыму официальный Душанбе занял неясную и скорее выжидательную позицию, основная оппозиционная партия пытается перехватить мяч и продемонстрировать свою полезность Москве.