В отличие от того, что происходит в епископских конференциях других стран, которые самостоятельно избирают своего председателя, в Италии глава совета архиереев назначается Папой Римским. Таким образом, Итальянская епископская конференция (ИЕК) представляет собой креатуру бюрократии Ватикана, практически находящуюся в распоряжении государственного секретариата Святого Престола.
Прямая зависимость от Ватикана вызывает недовольство многих итальянских епископов, давно критикующих подобную практику и ссылающихся на пример других стран. Например, во главе конференции епископов Соединенных Штатов в ноябре прошлого года «умеренный» Джозеф Курц сменил «консерватора» Тимоти Долана. Это норма и для Германии, где нынешний глава епископской конференции Роберт Цоллич в марте с.г. уступит место своему преемнику.
Это положение казалось незыблемым, пока председатель ИЕК кардинал Анджело Баньяско был тесно связан с бывшим госсекретарем Ватикана Тарчизио Бертоне. Тарчизио Бертоне на посту госсекретаря сменил Пьетро Паролин. Теперь церковная демократия, возможно, доберется и до Италии.
Недавно прошло совещание Постоянного совета ИЕК. Предметом обсуждения стало расширение полномочий епископов в том, что касается внутреннего устройства их «профессионального» органа. Папа Франциск, как не без иронии говорят в Ватикане, хочет, чтобы итальянские епископы «учились демократии».
Пока это только «управляемая» демократия. Папа Франциск обратился к итальянским архиереям с просьбой разработать и вынести на обсуждение Постоянного совета предложения по изменению устава ИЕК. В коммюнике, изданном за подписью кардинала Баньяско, говорится, что епископы на Апеннинах сознают особенную связь, существующую между Святым Престолом и Италией, и поэтому выступают за то, чтобы по-прежнему последнее слово о назначении главы епископов на полуострове оставалось за Папой.
Однако, как объяснил новый секретарь ИЕК Нунцио Галантино, епископы предложили два пути, следуя которым позиция отдельных архиереев может быть доведена до Понтифика. Первый путь можно считать «коротким»: он предполагает личную консультацию с каждым епископом до официального решения со стороны Понтифика. Второй путь, «длинный», предусматривает рекомендацию генеральной ассамблеей ИЕК группы из 15 кандидатов, среди которых Папа мог бы выбирать председателя Конференции. В пользу одного из двух путей могла бы высказаться очередная генеральная ассамблея епископов, которая состоится в мае.
Но пока епископы спорят, Папа Франциск якобы уже сделал свой выбор. Недавно Папа назначил новых кардиналов, в их числе архиепископа города Перуджи Гуальтиеро Бассетти. Пожалование ему кардинальского сана удивило многих ватиканистов, прежде всего потому что Перуджа – традиционно не «кардинальский» диоцез, и если Папа Бергольо решил обойти традицию, значит, на Бассетти у него особые виды. И на самом деле многое указывает на то, что Бассетти, по мнению Понтифика, самый лучший кандидат на пост главы итальянских епископов. Он уже зампредседателя ИЕК, пользуется уважением «коллег» и руководит Региональной епископской конференцией Центральной Италии. Недавно Папа Франциск включил его во влиятельную Конгрегацию по делам епископов, из которой, наоборот, выбыл нынешний председатель ИЕК Баньяско, чей мандат истекает в 2017 году.
Практически все остается по-прежнему, ведь последнее слово остается за Папой. Однако демократию «осваивают» не в один день, тем более в Ватикане. Импульс, который Папа Бергольо дал ИЕК, привел к некоторым результатам. Во-первых, был утвержден принцип, что все епископы имеют право высказывать свое мнение по поводу нового председателя ИЕК. Это относится, в частности, к так называемым региональным епископским конференциям, то есть к группам епископов, служение которых осуществляется в маленьких и второстепенных городах страны или сельской местности. Традиция Ватикана совещаться прежде всего с епископами крупных городов приводит к тому, что недооцениваются потребности многих общин верующих.
Во-вторых, стало ясно, что большинство епископов считает желательной «ревизию рабочих методов епископской конференции». Это значительный прогресс по сравнению со старыми временами. Вспомним, что дважды, сначала в 1967-м, а потом в 1983 году, итальянский епископат высказал готовность принять на себя ответственность за выбор своего руководителя. Но Папы Павел VI и Иоанн Павел II ответили им отказом.
Рим