Казаки порой пускаются в откровенный анархизм. Фото РИА Новости
«Воцерковление казаков сегодня – это жизненно важный вопрос», – заявил 5 декабря Патриарх Кирилл, выступая на съезде казачьих духовников в зале соборов храма Христа Спасителя. Первое в новейшей истории России собрание 5 тыс. представителей духовенства, окормляющих казачество в России и за ее пределами, в итоге свелось к обсуждению необходимости усиления миссионерской работы среди станичников.По мнению Патриарха, «в основе образа жизни казака лежит в первую очередь православная вера». «Нельзя быть казаком и не причащаться святых тайн, не исповедоваться, жить в невенчанном браке. Таких казаков в старое время высекли бы плетью, – заявил Предстоятель РПЦ и тут же оговорился, – Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет, принадлежность к Православной Церкви – это свободный выбор». Правда, выступавший затем председатель Синодального отдела по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) вернулся к жесткой линии. Он упомянул «церковные наказания», то есть наложение епитимий на атаманов, «проштрафившихся» за недостаточное рвение к вере, и свод разработанных им «казачьих заповедей», состоящих из формулировок вроде такой: «Казак обязан регулярно участвовать в таинстве исповеди и таинстве святого причастия». Получается, для всех свободный выбор, а для станичников – духовный устав по типу воинского.
Впрочем, как показывает жизнь, казачья вольница не склонна воспринимать поучения митрополита, которому поручено курировать их от имени РПЦ. 15 сентября в Ессентуках на отчетном Большом казачьем круге Терского войска произошел досадный казус. Как сообщали местные СМИ, митрополита Кирилла, заявившего о наложении 40-дневной епитимьи на войскового атамана Сергея Клименко с запретом исполнять в это время обязанности главы казаков, станичники попросту освистали.
На Северном Кавказе актуальной стала проблема уклонения многих «воинов Христовых», каковыми хотели бы видеть казаков в Церкви, в неоязычество (см. «НГР» от 21.08.13). Так, окружной атаман Терского казачьего войска Александр Фалько в марте с.г. вынужден был распустить казачью сотню, действовавшую в поселке Иноземцево, входящем в состав города Железноводска, так как в ней, по его словам, были «люди, которые исповедуют язычество, атаманом был выбран Иван Шаталов, сфотографировавшийся на фоне идолов». На прошедшем 9 ноября Большом круге казачьей общины поселка Горячеводский, входящего в состав Пятигорска, как сообщает сайт Синодального отдела по взаимодействию с казачеством, был «отдельным пунктом поставлен вопрос о распространении псевдоязыческих культов, адепты которых обманом вовлекают казаков в свою деятельность».
Бороться с этим в Церкви предлагают, сообщил митрополит Кирилл, во-первых, «усилением традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах». Накануне съезда казачьих духовников в Москве о шагах в этом направлении проинформировали власти южных регионов России. «Принята программа, согласно которой до 2020 года в два раза увеличивается количество кадетских корпусов (сейчас их в Ростовской области шесть. – «НГР»). Мы будем прилагать все усилия, чтобы быстрее ее реализовать», – сообщил 3 декабря глава комитета по местному самоуправлению, административно-территориальному устройству и делам казачества Законодательного собрания Ростовской области Максим Щаблыкин. 5 декабря Волгоградская областная Дума приняла бюджет на 2014–2015 годы, причем, как сообщается на ее сайте, «депутаты рекомендовали губернатору и правительству Волгоградской области предусмотреть в полном объеме средства на финансирование казачьих кадетских корпусов» в регионе.
Второе направление миссии РПЦ – проект «Казачьи рубежи России», аналог московской «Программы-200» по возведению большого количества быстровозводимых храмов, только уже межрегиональный. «По задумке организаторов (весной 2014 года. – «НГР»), одновременно в нескольких областях и краях Российской Федерации откроют десятки деревянных храмов-часовен, на постройку которых отведены всего сутки, – сообщил 19 ноября официальный сайт правительства Астраханской области, участвующей в реализации данного проекта. – Следить за строительством храмов в прямом эфире будут президент Владимир Путин и Патриарх Кирилл». Проект, как было заявлено на съезде казачьих духовников 9 декабря, охватит Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Астраханскую, Белгородскую, Курганскую, Омскую, Оренбургскую, Ростовскую и Саратовскую области, где казаки «исторически утверждали православную веру».
Широкий географический охват программы предполагает необычные архитектурно-технологические решения. Эти храмы будут мобильными, и при желании их можно будет перенести в соседний населенный пункт. Своего рода православный передвижной агитпункт. Строительство каждого храма обойдется в 3 млн руб., деньги на это, как уклончиво сообщается в СМИ, «соберут всем миром». Пока же местные власти – в Астрахани, например, это делает вице-губернатор – проводят «организационные совещания» и подыскивают участки под храмы. Получается, что замыслы РПЦ реализуются при поддержке административного ресурса государства, хотя недавно Предстоятель Церкви опроверг утверждения, которые звучат все чаще, о «сращивании Церкви с властью».
По сути, неудачей окончился другой амбициозный проект, которым занимался последние два года митрополит Ставропольский Кирилл, – переселение в край семиреченских казаков из Киргизии. Заявлялось о готовности 2 тыс. казаков перебраться в епархию синодального куратора казачества. «Причина нашего резкого переселения, – сказал летом 2012 года войсковой старшина Семиреченского войска Александр Юрасов, – что благодаря очень мощной поддержке митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла у нас появилась возможность компактного поселения».
Однако в начале этого года в Шпаковский район Ставропольского края приехали лишь 18 семиреченцев, большая часть которых вскоре предпочла вернуться домой. Поэтому 5 декабря с.г. на встрече с министром регионального развития России Игорем Слюняевым митрополит Кирилл обратился за помощью в содействии переселению казаков из Киргизии. Как сообщается на сайте Минрегионразвития, его глава «поручил проработать вопрос о возможном включении субъектов Северо-Кавказского федерального округа, и прежде всего Ставропольского края, в перечень территорий приоритетного заселения в рамках Государственной программы переселения соотечественников из-за рубежа». Данный статус позволит переселенцам получать от государства финансовые субсидии.
Возможно, чтобы превратить казаков в выставочных молодцов, подтянутых и богомольных, духовникам не обязательно возвращаться к старорежимным порядкам, доставать из-за печи дедовскую нагайку. Но без финансовой и административной помощи государства подобные богоугодные дела никак не обходятся.