Католицизм – элемент идеологии польских националистов. Фото из группы «Марша независимости» в Facebook
«Католическая Церковь Польши — это та Церковь, которая стоит на передней линии фронта, защищая христианские ценности в Европейском Союзе. И я благодарю Бога за то, что эту позицию поддерживает большинство поляков», - с такими словами, по сообщению информационного портала «Балтийский репортер», Патриарх Кирилл обратился к польскому общественному деятелю Адаму Ротфельду во время их встречи 16 ноября в Калининграде. Мнение главы РПЦ о необходимости сотрудничества Церквей в противостоянии секуляризму не поколебали даже недавние события в Варшаве.Проходивший в польской столице 11 ноября ежегодный Марш независимости – аналог националистических шествий в России 4 ноября – закончился нападением на посольство России. Как сообщает РИА Новости, демонстранты подожгли полицейскую будку в представительстве России, а на ограду повесили баннеры с надписями «Долой коммунистов» и «Красная армия насильников».
Организаторами марша 11 ноября уже много лет выступают две организации – «Национально-радикальный лагерь» (Oboz Narodowo-Radykalny) и «Всепольская молодежь» (Mlodziez Wszechpolskа). Первая организация – классическая праворадикальная, символикой и названием воспроизводящая ту, которая была создана в 1934 году в довоенной Польше. Годом позже она раскололась на две конкурирующие части, одна из которых – «Национал-радикальный лагерь – Фаланга» (Oboz Narodowo-Radykalny–Falanga) – сразу же отметилась еврейскими погромами. Сейчас на баннерах «Лагеря» наряду с ее собственным символом, рукой с мечом, красуется кельский крест – традиционный знак европейских ультраправых. «Лагерь» объединяет в своей риторике антикоммунизм, антилиберализм, гомофобию и евроскептицизм, которые видит угрозой «истинным польским ценностям». Национал-радикалы призывают «отбросить либеральную демократию как режим, враждебный европейской цивилизации», ради «справедливости, морали, совести и чести, основанными на фундаменте христианства». В ноябре 2011 года, выступая против «Парада равенства» секс-меньшинств в Варшаве, они кричали: «Здесь Польша, а не Брюссель, здесь ваши извращения не поддерживают!»
Национал-радикалы дружат и с венгерскими коллегами из партии «Йоббик» (о ней – в «НГР» от 21.04.10). На прошедшем 6 июня с.г. в Варшаве конгрессе «Национального движения», где выступал лидер «Лагеря» Пшемыслав Голохер, присутствовали венгерские ультраправые. Их колонна является участником «Польского марша» с 2012 года, и в социальных сетях можно найти фотокадры, где рядом венгерский и польский национальные флаги, а в мусорной урне – флаг Евросоюза.
«Всепольская молодежь» – движение более респектабельное и консервативное. До 1994 года его возглавлял Роман Гертых, другой проект которого – созданная в 2001 году «Лига польских семей» – в 2000-е годы был представлен в Сейме несколькими десятками депутатов. Отчасти этим результатам на выборах «Лига» обязана своей критикой того, что президент Александр Квасьневский в июне 2001 года извинился перед еврейской общиной за погром, учиненный 60 годами ранее в польском городе Едвабне. Отчасти – апелляцией к клерикалам: в опубликованной в 2001 году идеологической декларации партии заявлялось: «Мы стремимся построить католическое государство польской нации, являющее собой столп европейской латинской цивилизации».
Тем не менее, когда в мае 2006 года «Закону и справедливости» братьев Качиньских понадобилось создать правящую консервативную коалицию, «Лига» была приглашена войти в нее, а Гертых получил посты министра образования и заместителя премьер-министра. Однако уже в ноябре 2006 года по имиджу партии ударил скандал, когда популярное издание Dziennik опубликовало видео, где обнаружилось, как утверждали журналисты, присутствие видных представителей «Лиги» на неонацистской сходке, оформленной свастиками из факелов. Скандал и иные политические обстоятельства привели к тому, что уже в 2007 году партия не прошла в Сейм и занята с тех пор только уличной политикой.
Однако антилиберальная и клерикальная позиция польских национал-консерваторов никак не сближает их с Россией, скорее наоборот. В октябре с.г. скандал вызвала установленная в Гданьске в парке Победы рядом с советским танком Т-34 скульптурная композиция, на которой красноармеец, угрожая пистолетом, насилует беременную женщину.
Так что заявления Русской Православной и Католической Церквей о духовном родстве и сотрудничестве иногда идут вразрез с событиями, которые происходят не в высоких кабинетах, а на улице.