Корбалли пытался убедить, что Ватикан не против науки. Фото автора
Президент национального комитета по астрономии Ватикана Кристофер Корбалли приехал в Москву, чтобы рассказать об обновлении ватиканской обсерватории.Как известно, в 1582 году математиком иезуитом Христофором Клавиусом был разработан календарь, принятый Папой Григорием XIII и названный потомками григорианским. Четыре года спустя по указанию Григория XIII в Ватикане строится башня для наблюдений за Солнцем. Собственно, с этого и начинается история астрономии на службе Римско-Католической Церкви.
На протяжении всей своей истории работа обсерватории Ватикана тесно связана с орденом иезуитов. Более того, в 1935 году Папа Пий XI официально поручает иезуитам руководство обсерваторией, которая незадолго переехала в загородную папскую резиденцию Кастель-Гандольфо. В 1981 году современный зеркальный телескоп был установлен на горе Грэхем в американском штате Аризона, там же создан филиал обсерватории, а Кастель-Гандольфо стал головным центром этого астрофизического исследовательского комплекса.
Рассказывая о работе обсерватории Ватикана, Кристофер Корбалли поведал о задачах, которые стоят перед сотрудниками-иезуитами. С его слов, это «стремление к самой высокой науке», объединение науки и религии, проведение междисциплинарных исследований. Чтобы продемонстрировать слушателям оборудование, находящееся в обсерватории, Кристофер Корбалли показал двухминутный видеоролик, сопровождавшийся зажигательной мелодией. Перед тем как включить видео, лектор сделал несколько танцевальных движений и спросил аудиторию: «Вы готовы танцевать?» Президент национального комитета по астрономии Ватикана упомянул и о книге своих коллег, названной «Крестили бы вы инопланетянина?». С точки зрения авторов – Мюллера и Консольманьо – и Римско-Католической Церкви в целом, над пришельцем из иного мира можно совершить таинство крещения, если он «попросит» об этом.
О выпуклых линзах телескопов, об огромных биноклях, о коллегах Кристофер Корбалли рассказывал очень заинтересованно и живо. С таким же интересом, хотя и более размыто, он отвечал на вопросы собравшихся об отношении религии к науке и их связи. По его словам, наука, помогая понять, как именно устроен мир, не оскорбляет религию. Корбалли также подчеркнул, что наука тесно связана с христианством, а Церковь связана со всеми сферами деятельности человека.
О том, что Католическая Церковь на протяжении столетий оказывала поддержку научному прогрессу, любят говорить проповедники и церковные просветители. В том числе рассказывая о высоком уровне развития обсерватории Ватикана, достижениях ученых из числа иезуитов в области астрофизики, правда, мало известных широкой публике. Возможно, за пределами Ватикана они вообще неизвестны. Гораздо известнее тот факт, что осужденный католической инквизицией Галилео Галилей был реабилитирован лишь в 1992 году. Теорию Большого взрыва и дарвиновскую теорию эволюции «согласовали» с представителями Католической Церкви только в 2004 году, а книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере некоторые проповедники по-прежнему считают вредными для христиан.