Архиепископ Пьетро Паролин – опытный дипломат. Фото Reuters
Папа Римский Франциск сделал то, чего от него долго ждали и кардиналы Римско-Католической Церкви, и ватиканисты: назвал имя нового государственного секретаря. 58-летний апостольский нунций в Венесуэле Пьетро Паролин официально вступит в эту должность 15 октября. Он сменит 78-летнего кардинала Тарчизио Бертоне.Формально Бертоне покинет пост из-за почтенного возраста, сохранив (по крайней мере временно) ряд других должностей и функций, например функции камерленго – администратора имущества Святого Престола. По сути, Папа Франциск ставит точку в истории «ратцингеровского эксперимента». Спустя год после своего избрания Понтификом Йозеф Ратцингер решил назначить госсекретарем Бертоне, своего бывшего зама из Конгрегации вероучения, не имевшего дипломатического опыта. Это вызвало напряжение как внутри Римской курии, так и в среде итальянских епископов, в чьи дела новый госсекретарь регулярно пытался вмешиваться. Работа куриального аппарата оказалась разлаженной. Госсекретариат довольно неуклюже разбирался с многочисленными скандалами, порой порождая новые.
Пьетро Паролин – карьерный дипломат, окончивший «ватиканский МГИМО» – Папскую церковную академию и с середины 1980-х годов работавший в Африке и Центральной Америке. В начале 90-х он вернулся в Рим и получил должность в так называемой Второй секции Госсекретариата – секции взаимоотношений с государствами, ватиканском МИДе. С 2002 по 2009 год Паролин был замглавы этой секции, а затем, уже в сане епископа, отправился в Венесуэлу. Некоторые обозреватели предполагали, что опытный дипломат, которому доверяли сложные переговоры с правительствами Ирана, Китая и Вьетнама, а также ревизию конкордата с Италией, попал в немилость у Бертоне. Однако эта версия в дальнейшем особого развития не получила.
Впервые с 1929 года нунций отзывается в Рим, чтобы стать госсекретарем: тогда это был папский посол в Берлине Эудженио Пачелли, будущий Пий XII. У Паролина пока нет кардинальской шапки, и совершенно очевидно, что он получит ее на следующей консистории. Пачелли, к примеру, вернувшись в Рим, сначала стал кардиналом, а затем официально вступил в новую должность. Но это вовсе не означает, что Папа Франциск устроит свою первую раздачу шапок уже в сентябре. Он вообще пока довольно свободно обращается с протоколом и иерархическо-бюрократическими традициями.
Венесуэла, центр нового латиноамериканского социализма, – не самая легкая страна для работы папского нунция, но Пьетро Паролину удавалось находить баланс: он и не погружался в крайнюю левизну, и не солидаризировался публично с противниками Уго Чавеса и Николаса Мадуро. Хороший пример – его последнее интервью проправительственной венесуэльской газете Ultimas Noticias. Паролин говорит и об опасностях «дикого капитализма», и о необходимости служения бедным, но в то же время критикует теологию освобождения (впрочем, не огульно).
Огромный опыт, пожалуй, стал главным аргументом в пользу назначения Паролина. Он как будто олицетворяет те времена, когда ватиканский аппарат функционировал относительно исправно. Вместе с тем Пьетро Паролин не является церковным тяжеловесом, как, например, префект Конгрегации по делам Восточных Церквей Леонардо Сандри. Вес на новой должности он со временем наберет, но на первых порах будет командным игроком.
Примечательно, что папским «премьер-министром» назначен представитель Второй, то есть дипломатической, секции госсекретариата, а не Первой, с середины 60-х годов выполняющей функции мозгового центра и нервной системы Курии. Это может означать, что за куриальную реформу Папа Франциск, выполняя наказ кардиналов-выборщиков, взялся всерьез. Вероятно, госсекретариат в обозримом будущем станет преимущественно дипломатическим, внешнеполитическим ведомством, а его глава перестанет считаться столь могущественной фигурой, как сейчас.
Функции принятия решений и управления Церковью могут перейти к специальной коллегии из восьми кардиналов, первое заседание которой также должно состояться в октябре. Есть основания полагать, что по крайней мере часть функций госсекретаря может перейти к координатору этой новой структуры – архиепископу Тегусигальпы кардиналу Оскару Родригесу Марадьяге. Он, по некоторым сообщениям, был одним из иерархов, агитировавших за Хорхе Марио Бергольо во время конклава и сколачивавших коалиции в пользу будущего аргентинского Папы. Теперь он может стать главой «папского правительства» и расширить свое влияние в Церкви, не занимая официальных куриальных постов.