Буддийские монахи протестуют против публикаций, осуждающих погромы в Мьянме. Фото Reuters
Власти Мьянмы (до 1989 года эта страна называлась Бирмой) запретили к распространению в стране вышедший 20 июня номер американского журнала Time с заглавной статьей «Перед лицом буддийского террора». Как сказано в официальном заявлении, запрет введен «в целях предотвращения повторения расовых и религиозных беспорядков».На обложке журнала размещена фотография буддийского монаха Ашина Вирату. «Буддийский бен Ладен» или «буддийский Гитлер» – такие эпитеты употребляются в отношении Вирату в этой и других зарубежных статьях (например, в журнале Der Spiegel от 23 апреля с.г.) в адрес Вирату. Этот 44-летний насельник монастыря Масейин в городе Мандалай известен зажигательными проповедями, собирающими огромные аудитории, в которых он яростно клеймит мусульман, которые, по его словам, «несут ответственность за все преступления в Мьянме: торговлю опиумом, воровство, изнасилования». Эти проповеди дальше распространяются через Интернет и DVD-диски. Вирату призывает к бойкоту принадлежащих мусульманам торговых заведений, подобному тому, который практиковался нацистами в Германии в отношении евреев. В феврале с.г. он произнес в проповеди: «Если ты покупаешь в мусульманском магазине, то твои деньги… используются для того, чтобы уничтожить твою расу и твою религию».
В 2003–2012 годах Вирату находился в заключении за человеконенавистнические призывы в рамках созданного им в 2001 году движения «969». Эта цифровая аббревиатура означает буддийскую общину, в данном случае Мьянмы, – девять качеств Будды, шесть качеств его учения и девять качеств сангхи (общины). Сейчас желтые (цвет буддизма) стикеры с надписью «969» можно встретить в Бирме повсюду. Они визуально маркируют борьбу с другой аббревиатурой, означающей присутствие мусульман, 786, содержащей первые буквы фразы «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного», записанные латиницей (bismillah-ir-rahman-ir-rahim). Это присутствие в последние два года заметно сокращается. В прошлом году убито около 200 мусульман и еще около 150 тысяч бежали в соседний Бангладеш. В ходе межрелигиозных столкновений весной этого года погибли около 50 человек. Во многих насильственных акциях активными участниками выступали буддийские монахи, вопреки распространенному мнению об исключительно миролюбивом характере этой религии (см. «НГР» от 04.07.12). Как заявил в апреле в интервью Der Spiegel бирманский правозащитник Маунг Зарни, «Вирату и члены его движения «969», несомненно, принимали участие в беспорядках с применением насилия, направленных против мусульман». Сам харизматичный монах объясняет эту моральную дилемму просто: «Вы можете быть полны доброты и любви, но не можете спать рядом с бешеной собакой».