В атмосфере ненависти граждане Ливана разделились на боевые группы. Фото Reuters
Противостояние между режимом сирийского президента Башара Асада и воюющими с ним повстанческими силами все более приобретает характер межрелигиозной войны, в которой противостоят друг другу два основных течения ислама – сунниты и шииты. И к тем, и к другим на помощь прибывают их единоверцы из других стран, при этом межобщинная война перекинулась и за границы Сирии.Башар Асад опирается прежде всего на воинские части, состоящие из алавитского меньшинства населения Сирии, к которому принадлежит его семья, правящая страной с 1970 года. Община алавитов в июле 1973 года была признана главой Высшего исламского шиитского совета Ливана Мусой ас-Садром. С тех пор ливанские алавиты поддерживают местных шиитов, а Асад – созданную последними политическую и военно-террористическую организацию «Хезболлах». Ее формирования давно участвуют в войне в Сирии, но особенно заметным это участие стало в мае-июне с.г., когда несколько тысяч бойцов «Хезболлах» сыграли решающую роль во взятии стратегически важного города Эль-Кусейр. Как сообщил 28 июня глава иракского МИДа Хошияр Забари, также «иракские шиитские бойцы участвуют в боях в Сирии». Видимо, речь идет об «Армии Махди» имама Муктады ас-Садра. «Армия Махди» потрясла Ирак восстанием 2004 года и приобрела с тех пор не меньший опыт уличных боев, чем «Хезболлах».
Активное участие опытных бойцов-шиитов из-за рубежа, обеспечивших успех сирийской армии в боях за Эль-Кусейр, вызвало гнев их противников. 28 мая, в разгар боев за этот город, командир Свободной армии Сирии генерал Салим Идрис заявил в эфире телеканала «Аль-Арабия», что будет преследовать «Хезболлах» «до самых врат ада» и что его формирования готовы пересечь границу с Ливаном. Генерал Идрис назвал власти Ливана ответственными за действия «Хезболлах».
23 июня в городе Сайда в южном Ливане произошло нападение на армейский блокпост, организованное сторонниками местного радикального салафитского шейха Ахмеда аль-Асира, который перед этим объявил джихад ливанской армии и «Хезболлах». В ходе двухдневных боев мятеж салафитов, базировавшихся в квартале рядом с мечетью Билья бен Рабах в предместье Сидона Абра, был разгромлен. По сообщению ливанского телеканала «Аль-Маядин», в ходе боев погиб полевой командир бригады «Джебхат ан-Нусра», воюющей в Сирии и присягнувшей на верность «Аль-Каиде». Несмотря на подавление мятежа салафитов в Сайде, стоившего ливанской армии 16 погибших, столкновения шиитов и суннитов начали распространяться по всей стране. Произошли столкновения на севере страны, в городе Триполи. По мнению ливанского журналиста Искандера Кфури, происходящее уже «напоминает гражданскую войну 1970-х годов».
Противостояние наблюдается также в Египте. 13 июня в Каире прошло заседание Всемирного совета мусульманских ученых во главе с Юсуфом аль-Кардави, на котором был объявлен джихад шиитам в связи с событиями в Сирии. 23 июня около 3 тыс. вооруженных салафитов напали на шиитов в селении Завият Абу Мусаллам в провинции Эль-Гиза, неподалеку от Каира. Погибли четыре человека, в том числе один из лидеров общины шейх Хасан Шахата, тело которого уже после смерти нападавшие подвергли издевательствам.
Община обвиняет египетские власти в том, что они не слишком препятствуют погромам, ведь аль-Кардави – духовный вождь и выходец из правящего сейчас в стране исламистского движения «Братья-мусульмане», активно блокирующегося в последнее время с самыми радикальными салафитами, например «Аль-Гамаа аль-Исламия». На проведенном ими 22 июня в Каире совместном митинге (где также были замечены флаги «Аль-Каиды») звучали призывы к вступлению Египта в «священную войну» в Сирии на стороне повстанцев, к чему ранее в проповедях призывал аль-Кардави.