«– Правда, говорят, ты церковь где-то здесь в уезде на днях обокрал? – спросил вдруг Николай Всеволодович.
– Я то есть, собственно, помолиться спервоначалу зашел-с… Да как завел меня туда Господь… эх, благодать небесная, думаю! По сиротству моему произошло это дело, так как в нашей судьбе совсем нельзя без вспомоществования. И вот, верьте Богу, сударь, себе в убыток, наказал Господь за грехи: за махальницу да за хлопотницу, да за дьяконов чересседельник всего только двенадцать рублев приобрел. Николая Угодника подбородник, чистый серебряный, задаром пошел: семилеровый, говорят.
– Сторожа зарезал?
– То есть мы вместе и прибирали-с с тем сторожем, да уж потом, под утро, у речки, у нас взаимный спор вышел, кому мешок нести. Согрешил, облегчил его маненечко».
Как многие уже, наверное, узнали, это из романа «Бесы» Достоевского, разговор Николая Ставрогина с Федькой Каторжным. Сейчас в этом романе часто ищут параллели с нашим временем. Действительно, этому искушению трудно не поддаться.
Вот, например, свежая новость из криминальной хроники: «Нательные кресты, цепочки, церковные кольца и деньги стали добычей рабочего, устроившегося в один из храмов Удмуртии. МВД по республике сообщает, что кражу 17-летний подсобный рабочий совершил, проникнув через колокольню Покровского храма в помещение, где находился сейф. Добычей злоумышленника стали 14 тыс. руб. Стоимость похищенных украшений в настоящее время устанавливается. По словам настоятеля храма, в сейфе находилось около десятка нательных крестов, 30 цепочек разной длины и плетения, церковные кольца. Полиция уточняет, что молодой человек лишь около полугода назад освободился из мест лишения свободы и через центр занятости населения устроился подсобным рабочим в Покровский храм, убедив местных священнослужителей, что раскаялся в совершенной до этого краже».
Минувшей весной произошла целая серия происшествий в духе романов Достоевского. Пик пришелся на апрель. Сразу с разницей в несколько дней стало известно о двух случаях кражи из православных храмов, аресте подозреваемого в краже в прошлые годы, избиении священника и убийстве старушки. Подробности таковы. В начале месяца в Никольском храме города Ряжска Рязанской области было обнаружено тело 66-летней местной жительницы с признаками насильственной смерти. Следователи предположили, что убийство не имеет религиозный характер, а «сопряжено с корыстными мотивами, о чем свидетельствует совершенное из церкви хищение». Несколькими днями ранее настоятель храма на территории «новой Москвы» был избит неизвестными. Двое злоумышленников проникли ночью в храм Сошествия Святого Духа в поселке Первомайское и нанесли побои священнику и разнорабочему. Настоятель госпитализирован с закрытой черепно-мозговой травмой и ушибом груди.
В Вологде задержан подозреваемый в серии краж из церкви на общую сумму более 2 млн. руб. В ноябре 2012 года, находясь в храме Николая Чудотворца в селе Сизьма Шекснинского района, подозреваемый представился главе приходского совета членом Общественной палаты Вологодской области и одним из руководителей епархии РПЦ. «При этом он пояснил, что архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) якобы просил его собрать ценности для нужд Церкви. В доказательство своего высокого положения подозреваемый продемонстрировал фотографии, где он запечатлен с первыми лицами Вологодской области», – говорится в сообщении областного ГУ МВД. Кроме того, как отмечает пресс-служба, мужчина располагал информацией обо всех руководителях региона, знал их телефоны, данные, куда и на какие мероприятия они выезжают. При общении с духовенством храма он всегда оперировал этими данными, а также удивлял верующих знанием православного богослужения.
В середине того же злополучного апреля из церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово Волоколамского района Московской области было похищено золотых украшений весом полтора килограмма. Несколькими днями ранее в Ставропольском крае вор проник ночью в сельский храм и похитил пять икон общей стоимостью 60 тыс. руб.
Это криминальная хроника, связанная с РПЦ, только лишь последних трех месяцев. Между тем, по официальной статистике, в 1020 исправительных учреждениях ФСИН России имеются 517 действующих тюремных храмов, 453 молитвенных помещения для заключенных, в которых осуществляют «духовно-пастырское окормление» зэков 954 священнослужителя. Кого поймали за кражей золота из церкви или скоро поймают – отправятся на зону и там, возможно, станут примерными прихожанами казенных храмов. Покаются, отсидят срок – и снова на дело?
Но почему ворье так тянет в храмы? Может быть, в народе растет убеждение, что церкви богаты. Все же слышат, хотя бы краем уха, что в РПЦ оправдывают роскошь храмов, церковных представительств и владений священнослужителей. Те, кто повнимательнее, замечают, что, если ты грешил, а потом раскаялся и пожертвовал «на духовность», Церковь простит и даже окажет уважение. Так, в мае в Екатеринбурге среди встречающих Патриарха Кирилла присутствовал известный исполнитель блатных песен.
Вывод пока что такой: воцерковление не только всю Россию не спасет от криминала, но и саму Церковь не может защитить от каторжных.