В своем отношении к силам природы некоторые еще остались в Средневековье.
Рисунок 1456 года
Метеорит в Челябинской области оставил за собой дымный шлейф слухов и предположений, в котором можно найти немалую примесь православного происхождения. 15 февраля с.г. митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан (Ашурков) обратился к «духовенству и всем церковным работникам в связи с метеоритным дождем в Челябинской области». Это обращение, опубликованное на сайте епархии, гласит: «Из Священного Писания мы знаем, что с помощью стихийных сил Господь нередко дает людям знаки и предупреждения». «И опасность, которая прошла возле нас, словно бы взывает ко всем: обратите пристальное внимание на свой внутренний мир, пересмотрите свою жизнь! Припомните, как часто вы молитесь, когда последний раз были в храме, как выглядит ваша жизнь в свете заповедей Божиих?» – воззвал митрополит Феофан к жителям области.
Еще больше сгустил тучи член православного миссионерского движения святого пророка Даниила Андрей Дамер, утверждающий, что Бог «посетил Свой неверный народ огненным болидом». Миссионер отметил, что при взрыве метеорита пострадали детские сады, школы, вузы, «которые так и остались безбожными», здания больниц и поликлиник, поскольку «аборты в России до сих пор не запрещены». «Точечным ударом Господа» Дамер назвал и причиненный болидом ущерб дорогам, драматическому театру и крупнейшим спортивным объектам города. Что и говорить, представитель неоднозначной околоцерковной группы может себе позволить большую вольность языка, чем респектабельный митрополит. Однако нельзя не отметить общий ход мыслей, ставший уже стандартным для представителей религиозных сообществ, причем не только России, но и всего мира.
Критика подобных высказываний прозвучала даже из среды миссионеров РПЦ. Протодиакон Андрей Кураев, который имеет гораздо больший авторитет в миссионерской среде, чем зеленые юнцы из новоявленных дружин ревнителей чистоты православия, так прокомментировал в своем блоге запись Дамера: «Да, как ни стыдно, ни тяжко, но православие широко. В нем не только святые Серафимы Саровские и Антонии Сурожские... Отождествлять себя со страной и народом значит отождествлять себя не только с ее героями, но уметь понимать, что ее позорища и трагедии – они тоже мои. Так же и с историей и с жизнью Церкви… Но и православным (при знании церковной жизни и истории чуть выше, чем церковно-приходская школа) быть трудно. И с каждым месяцем (в последнее время) все сложнее».
Заявления и обращения представителей РПЦ по поводу стихийных бедствий звучат не впервые. Так, высказываясь в 2011 году о катастрофе на Чернобыльской АЭС, Патриарх Кирилл отметил, что трагедия стала наказанием за «государственное безбожие». Тогда он сказал, что в этой катастрофе «присутствует перст Божий», так как ее ликвидация «стала великим нравственным подвигом для тысяч людей». Ранее, говоря о землетрясении на Гаити, Предстоятель РПЦ заявил, что причиной стихийного бедствия стала потеря нравственного облика жителями этой страны. По его словам, трагедия настигла именно ту часть острова, которой сопутствовали «экономические спады и политическая нестабильность». Тогда же Предстоятель РПЦ отметил, что «Гаити – страна нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции… Эти беды… проистекают из глубинного состояния человеческого духа». Схожие мысли он озвучил и в бытность свою председателем Отдела внешних церковных связей, высказываясь о цунами, накрывшем Таиланд в 2005 году: «Мало кто связывает сегодня страшную апокалипсическую картину разрушений от цунами с наказанием за грех, причем наказанием не только и даже не столько тех, кто погиб или пострадал от этой катастрофы, а всех нас».
К слову, не только в РПЦ природные и техногенные катастрофы связывают с Божьим правосудием. Так, упомянутое выше землетрясение на Гаити было названо проповедником Пэтом Робертсоном Божьей карой за «договор с дьяволом», который гаитяне, по его словам, заключили, чтобы освободиться от власти французских колонистов. Ураган «Катрина», накрывший Новый Орлеан в 2005 году, тоже дал повод говорить о каре за грехи. Тогда пастор Билл Шанкс отметил, что стихия очистила город от абортариев, фестиваля Марди Грас и ежегодной встречи сексуальных меньшинств, которая должна была состояться в этом городе, не помешай ей ураган. По-своему прокомментировал стихию духовный лидер израильской религиозной партии ШАС раввин Овадья Йосеф. Он счел ураган наказанием тогдашнему президенту США Джорджу Бушу за поддержку эвакуации еврейских поселенцев из сектора Газа.
Подобные объяснения катастроф и стихийных бедствий зачастую вызывают естественное отторжение, причем не только в светской, но и в религиозной среде. Некоторые люди воспринимают их как глумление над пострадавшими и памятью о погибших. Особенно циничными кажутся высказывания, в которых речь идет о жертвах среди детей.