0
2256
Газета События Интернет-версия

16.01.2013 00:00:00

В РПЦ может появиться профсоюз

Тэги: рпц


рпц В отношении трудовых прав священники оказались среди самых незащищенных групп населения.
Фото ИТАР-ТАСС

Принципы внутренней деятельности Русской Православной Церкви, касающиеся отношений между священноначалием и подчиненным ему духовенством, могут поменяться под влиянием законотворцев и судей.

На февраль с.г. в Госдуме запланированы первые слушания по внесенному 11 октября 2012 года Госсоветом Республики Татарстан законопроекту №154174-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Предполагается изменить пункт 1 статьи 24 действующего ныне закона, который гласит: «Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками». В новой редакции хотят заменить «вправе заключать» на «заключают». Иначе говоря, в случае принятия этих поправок трудовые отношения внутри религиозных организаций страны должны будут обязательно оформляться путем заключения официальных трудовых договоров. Следовательно, для рядовых священнослужителей станет возможным обжалование увольнений в гражданском суде.

Поправки в Федеральный закон ориентируются на принятый в Татарстане 3 августа 2012 года одноименный республиканский закон. Местная норма имеет даже более новаторский характер. Помимо смены формулировки с «вправе заключать» на «заключают» относительно трудовых договоров для религиозных служителей татарстанский закон теперь дает духовенству также право на создание своих профсоюзов: «Граждане, работающие в религиозных организациях, вправе создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профессиональных союзов». В некоторых СМИ минувшей осенью упоминалось, что добавление пункта о профсоюзах вносится Госсоветом Татарстана также в федеральный закон. Однако в размещенном на сайте Государственной Думы тексте проекта подобная формулировка отсутствует.

Инициатива законодателей Татарстана вызвала негативную реакцию Русской Православной Церкви. 18 октября 2012 года заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Георгий Рощин заявил, что «введение каких-либо норм в одностороннем порядке будет нарушать принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных организаций». По его словам, необходимость заключения трудовых договоров «может войти в противоречие с каноническими нормами Церкви». Либо с ее руководством, отнюдь не заинтересованным в расширении прав своих подчиненных. «Вопрос о профсоюзах поднимался в Румынской Православной Церкви и не получил одобрения у священноначалия», – напомнил Рощин.

Впрочем, вопрос с профсоюзами в Румынской Православной Церкви (РумПЦ) далеко не так уж однозначен. Дело в том, что 31 января 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге вынес решение по иску № 2330/09 Sindicatul Pastorul cel bun v. Romania, коммуницированному в марте 2010 года священническим профсоюзом РумПЦ «Добрый пастырь», признав отказ в его регистрации властями Румынии незаконным. 22 мая 2008 года суд первой инстанции города Крайова, административного центра департамента Долж, в котором 4 апреля 2008 года группой из 35 священнослужителей и мирян был создан данный профсоюз, разрешил его государственную регистрацию. Однако затем местная архиепископия обратилась с иском в суд высшей инстанции, указав, что создание «Доброго пастыря» произошло без согласия местного архиерея и потому противоречит уставу РумПЦ. 11 июля 2008 года суд департамента Долж признал регистрацию церковного профсоюза незаконной, что вызвало два года спустя жалобу румынских православных активистов в Страсбург.

«Принятие этого решения ЕСПЧ может стать прямым нападением на конституционно-правовую базу религиозных культов Румынии и государств – членов Совета Европы, внедряя в священническое миссионерское призвание действия профсоюзного протеста, – говорится в ответном заявлении РумПЦ на решение суда. – Это решение ЕСПЧ вызвало замешательство некоторых представителей других европейских Церквей, которые заявили о своем намерении поддержать румынское государство и Румынскую Православную Церковь, так как считают подобное решение неприемлемым прецедентом, подрывающим автономию всех религиозных культов Европы». Под другими Церквами скорее всего имеется в виду РПЦ, на сайте представительства которой в Страсбурге 5 марта 2012 года появился русский перевод этого заявления. На проведенном 7 июня 2012 года в Совете Европы семинаре «Автономия Церкви в недавних постановлениях ЕСПЧ» представитель Московского Патриархата в Совете Европы игумен Филипп (Рябых) также заявил, что «данное решение против Румынии, если оно не будет пересмотрено, может угрожать религиозной свободе и православных, и католиков, а также представителей других традиционных религий Европы в различных странах».

«На практике принципиально невозможно распространить нормы трудового законодательства и законодательства о профсоюзах в полной мере на религиозных служителей и мирян, заключивших служебные договоры с религиозной организацией, – говорится в опубликованной в марте 2012 года в журнале «Нравственные императивы в праве» статье игумена Рябых и сотрудников Института государственно-конфессиональных отношений и права Игоря и Алены Понкиных. – Специфические церковные дисциплинарные меры ответственности (наказания) в сфере служебных отношений в Церкви, проистекающие из lex canonica (канонического права. – «НГР»), с точки зрения публичного права (то есть санкционированного государством закона) совершенно нелогичны и некорректны. Если игнорировать приоритетное значение lex canonica по определенному кругу отношений, то, к примеру, запрещение священнослужителя в служении (как мера внутрицерковной ответственности за какие-то канонические нарушения) должно было бы квалифицироваться как грубейшее посягательство на его конституционно гарантированные трудовые права». С другой стороны, речь идет не только о случаях канонических нарушений. В Интернете и СМИ в последние годы не раз появлялись публикации авторов из церковной среды о полном бесправии рядовых священнослужителей перед архиереями. Например, в интервью «Российской газете» от 10 февраля 2011 года профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев заметил: «Настоятель (храма. – «НГР») … в глазах епископа – правовое «ничто». В случае недопонимания с церковным начальством он не имеет никаких возможностей отстоять свою точку зрения и право служения. Священники многих областей описывают свое положение как «крепостное»… совершенно бесправны перед капризом епископа». А в случае отстранения от служения они теряют все источники дохода, лишаясь возможности содержать жену и иметь крышу над головой, так как священническое жилье либо казенное, либо снимается на те деньги, которые они зарабатывают, служа в сане.

Поэтому неудивительно, что в разных Церквах рядовые священнослужители в последние годы предпринимают попытки защитить свои права путем создания профсоюзов. В Румынии помимо уже упомянутого «Доброго пастыря» в мае 2008 года в Яссах возник «Профсоюз Покрова Божьей Матери». В декабре 2010 года в Болгарии священники образовали свое отделение в рамках общенационального профсоюза «Подкрепа». В первых числах января 2011 года Синод Болгарской Православной Церкви выпустил специальное обращение, подписанное Патриархом Максимом и всеми членами Священного Синода, в котором говорилось, что создание такого профсоюза «противоречит духу канонов». По мнению болгарского Синода, клирики не являются работниками в том смысле, который соответствует понятиям общего трудового законодательства и правоотношений, так как они, дескать, служат Богу, а не работодателю. В свою очередь, церковный профсоюз в том же месяце направил болгарскому министру по социальным вопросам Тотю Младенову послание, в котором утверждалось, что «во всех епархиях права священнослужителей систематически нарушаются: отсутствуют трудовые договоры, большая часть служителей не получает вознаграждений за труд, отпускные, командировочные и социальные выплаты, также они не имеют медицинского и социального обеспечения».

Таковы будни «низовой» церковной жизни, и идеи о создании профсоюзов для защиты прав простых священнослужителей обретают популярность в целом ряде Православных Церквей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1697
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3654
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2705
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2208

Другие новости