Бенедикт XVI зажег огни на рождественской ели за чужой счет.
Фото Reuters
Западные христиане готовятся праздновать Рождество по григорианскому календарю, которое наступит уже на следующей неделе. В минувшую пятницу Папа Римский Бенедикт XVI по традиции зажег огни на рождественской ели на площади Святого Петра в Ватикане. Праздничное дерево, как и вертеп, были доставлены из итальянских регионов Молизе и Базиликата. Однако в этом году огни рождественской ели будут гореть не только ночью, как в прошлые годы, а круглосуточно. Оплату электроэнергии и расходы по установке 24-метрового дерева взяли на себя власти Базиликаты.
Между тем в некоторых европейских странах разгорелся настоящий елочный скандал, после того как власти Брюсселя, а также датского города Коккедал, недалеко от Копенгагена, решили не устанавливать традиционные рождественские ели. Как сообщается, в бельгийской столице отказались от символа Рождества, чтобы не оскорбить религиозные чувства местных мусульман, тогда как в Дании попросту сэкономили бюджетные средства – стоимость елки составляет 5–7 тыс. датских крон (670–980 евро). Однако пятеро (по другим данным – трое) из девяти чиновников местного самоуправления – последователи ислама, которые посредством общего голосования пришли к выводу, что елка не нужна. Перспектива остаться без рождественской ели спровоцировала в Коккедале скандал, мусульманам припомнили празднование Курбан-байрама, которое обошлось в 60 тыс. крон (чуть более 8 тыс. евро). В результате широкого общественного резонанса местные власти пошли на уступку, и жителям разрешили приобрести городскую елку на бюджетные средства.
В Брюсселе между тем рождественскую елку заменили так называемым «электронным зимним деревом» высотой 25 метров, которое представляет собой световую инсталляцию из экранов. Как сообщается, это сделали, чтобы не оскорбить религиозные чувства бельгийских мусульман, которые составляют 25% жителей Брюсселя, поскольку рождественская ель рассматривается ими как христианский символ. По словам главы туристического ведомства и представителя городского совета Филиппа Клоса, электронное дерево лишь воплощает дух Рождества в авангардной, современной форме. Чиновник отметил, что в брюссельской столице есть и рождественский вертеп, и традиционный рождественский базар, который в этом году получил нейтральное название «Зимние радости». Предположение, что электронная елка стала компромиссом для не празднующих Рождество мусульман, было опровергнуто Филиппом Клосом, который заявил, что рождественская ель не является религиозным символом, в отличие от вертепа, который установили на площади наравне с авангардной елкой. Тем не менее жители Брюсселя подписали петицию с требованием вернуть на главную городскую площадь живую ель. Власти согласились демонтировать электронную елку, однако ее разборка назначена только на 28 декабря.
Христианский мир испытывает большое искушение видеть в елочном казусе свидетельство исламизации Европы и вымывания христианских основ европейской цивилизации. То есть исключительно идеологический аспект. Между тем ничего уже не поделать с тем фактом, что в некоторых районах Старого Света большинство населения составляют мусульмане. В каком-то смысле они действуют в духе европейской традиции общежития, не желая тратить деньги коммуны на празднование в своем районе Рождества, которое им не нужно. Голосуют кошельком за религиозные ценности, оплачивать которые в рачительной Европе тоже должны сами граждане. Тем более все это происходит в условиях финансового кризиса.
На другом полюсе находится Святой Престол, который объявил войну секуляризации мира, и в этой чисто идеологической схватке не жалеет средств… своих сторонников из числа приверженцев старых добрых традиций.