Египтяне протестуют против неравноправия религий в проекте Основного закона страны.
Фото Reuters
Суть нынешнего этапа обостряющегося политического кризиса в Египте состоит в том, что послереволюционную Конституцию, которая должна определить характер египетского государства на историческую перспективу, сочиняют и навязывают всему египетскому обществу совсем не те, кто инициировал и совершал «революцию 25 января».
Революция была национальной – светской и антиклерикальной. Ее инициаторами и движущими силами были либералы, левые, профсоюзы, те христиане и мусульмане, которые хотели реализовать старый лозунг, выдвинутый египетскими националистами еще в начале прошлого, XX века: «Религия – для Бога (Аллаха), а Родина – для всех». Пожалуй, главной целью революции было превращение Египта в демократическое светское государство, где все равны независимо от отношения к религии. Исламисты в ней не участвовали, но, эксплуатируя демократические процедуры, перехватили политическую инициативу и заняли большинство мест в парламенте, конституционной ассамблее и провели в президенты члена ассоциации «Братья-мусульмане», блокировавшейся с салафитами.
У исламистов собственный проект египетского государства «на основе шариата», реально – государства, контролируемого ими, исламистами. Президент Мухаммед Мурси, не занимаясь разрешением обостряющихся социально-экономических проблем, осуществлял «ихванизацию» (от арабского названия ассоциации «Братьев-мусульман» – Аль-Ихван аль-муслимун) государства – расставлял на ключевых постах государства (министр обороны, начальник разведки, начальник Генерального штаба, генеральный прокурор, губернаторы в провинциях и так далее) либо членов ассоциации, либо людей, близких к ней. Салафиты осуществляли «исламизацию снизу» – устраивали «шариатское правление» в деревнях и городских кварталах. А конституционная ассамблея, в которой подавляющее большинство имели исламисты, настойчиво и целеустремленно формировала проект исламистской Конституции.
Проект большой (234 статьи), но сразу видно, что государство, которое сколачивают исламисты Египта, будет государством дискриминации на основе отношения к исламу, причем к исламу особого толка – салафитскому или тяготеющему к салафизму.
2-я статья проекта новой Конституции гласит: «Ислам – религия государства. Арабский язык – его официальный язык. Принципы исламского шариата – главный источник законодательства». Следующая, 3-я статья: «Принципы права (букв. «шариатов» – шара’и▒) египтян – христиан и иудеев – основной источник законодательств (ташри▒ат), организовывающих их гражданские состояния (семейные отношения. – «НГР»), их религиозные дела и выбор их духовных руководителей».
Статьи 2 и 3 в сумме означают, что немусульмане как граждане Египта подпадают под действие исламского права, имея куцее «право» подпадать под действие «своего» религиозного права как члены религиозных общин христиан и иудеев. Здесь – явный, дискриминирующий христиан и иудеев дисбаланс между общественным правом и общинным правом. Исламское право, являющееся правом одной общины (мусульманской), превращается в общественное право.
Но дисбаланс оказывается еще опаснее, если мы учтем, что и статья 3 – практическое применение к немусульманам (христианам и иудеям) шариатских принципов. Она трактует христиан и иудеев как «зимми» – «покровительствуемых» «людей Книги», то есть тех, кому было ниспослано Писание – Тора и Евангелие. При этом салафиты и «Братья-мусульмане», а также часть официального духовенства считают, что нынешние христиане и иудеи следуют «искаженным» Торе и Евангелию, то есть являются вероотступниками. Кроме того, эта норма абсолютно дискриминирует большие группы граждан Египта: неверующих (а они есть в Египте!) и последователей неавраамических вероучений – от иеговистов Каира и Александрии до анимистов из негроидных племен юга Египта. Эти группы просто выводятся за пределы конституционного поля шариатской Конституцией.
К тому же здесь заложена «мина», угрожающая и мусульманам Египта, не являющимся салафитами. Вопрос в том, какое содержание будет вкладываться в формулировку «Ислам – религия государства» (ст. 2), то есть какой ислам подразумевается. Если внутри исламистского лагеря, который будет контролировать государство, господство перейдет к салафитам, чего исключить никак нельзя, то дискриминируемыми окажутся и «неправильные», с точки зрения салафитов, мусульмане – египетские суфии, составляющие большинство мусульман в стране. В послереволюционный период салафиты дали множество примеров своей враждебности суфизму – от разрушения суфийских мечетей до борьбы против муфтия Египта Али Джумы, которого они как суфия обвиняли в «невежестве» в религиозных вопросах и называли лжецом и грешником из-за того, что тот является суфийским авторитетом и не осуждает шиизм. После принятия Конституции эта борьба наверняка обострится.
Референдум, назначенный на 15 декабря с.г., наверняка даст позитивный для исламистов результат. Подавляющее большинство египтян ответит «да». Один из лидеров салафитов сейчас заявляет, что ответивших утвердительно будет 80%. Если все неисламисты будут бойкотировать референдум (например, Коптская Церковь рассматривает сейчас вопрос о призыве к своим верующим в референдуме не участвовать), к чему дело идет, то результат может быть и стопроцентный.
Однако этот результат никак не будет свидетельствовать о единодушии граждан Египта. Более того, он обострит раскол египетского общества по нескольким линиям, и, если не будет найден выход из этого конституционного тупика, в который страну загоняют исламисты, это подтолкнет страну к очень вероятной войне всех против всех. Газета «Аш-Шарк аль-Аусат» в ходе анализа ситуации в стране опубликовала статистику: в Египте в настоящее время на руках у граждан имеется 15 млн. единиц нелегально приобретенного оружия.