Законодательные инициативы, касающиеся религиозной жизни общества, могут быть приняты в будущем году. В минувший понедельник заместитель председателя Государственной Думы РФ Игорь Лебедев и председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Ярослав Нилов отметили в ходе встречи с журналистами, что над всеми подобными законопроектами ведется работа.
Одним из наиболее обсуждаемых документов остается проект закона о защите религиозных чувств верующих. На днях стало известно, что его рассмотрение заморожено до весны будущего года. Как сказал Нилов, «работа над законопроектом идет, законопроект будет принят в первом чтении и доработан во втором чтении, будет вынесен на рассмотрение и, вероятно, будет принят». Отсрочка с принятием этого документа вызвана рядом доработок. В частности, множество споров вызвало понятие «оскорбление религиозных чувств», что позволило противникам принятия этого законопроекта говорить о дискриминации атеистов и агностиков.
Нилов также пояснил причину отмены поправки в Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» о так называемых молельных комнатах в школах: поправка могла дать зеленый свет деструктивным религиозным организациям. «Секты, экстремисты, сатанисты, радикально настроенные люди, исповедующие ислам, могут по желанию учащихся или их родителей приходить в учебные заведения для совершения обрядов, – пояснил Нилов. – Сегодня законом это не запрещено, но мы не должны в законе устанавливать излишние нормы, которые потом позволяют различным деструктивным силам приходить в образовательные учреждения».
Другим обсуждаемым законопроектом стал документ, ограничивающий места религиозных жертвоприношений. По словам Игоря Лебедева, «люди не хотят, чтобы их дети видели, как мусульмане режут баранов на улице». Однако, несмотря на то что Россия – светское государство без «ярко выраженной религиозной направленности», за отдельными субъектами может остаться право принимать самостоятельные решения в этой ситуации. «Если в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Татарстане, Башкирии мусульманский праздник больше, чем государственный, – сказал Лебедев, – режьте, но вся остальная страна – не мусульманская». Между тем, как пояснил Нилов, полная формулировка этой поправки означает, что «церемонии и обряды, сопряженные с насилием над животным или человеком, должны проводиться исключительно на территории соответствующего религиозного учреждения». Даже обряд обрезания попадает под формулировку «насилие над человеком».
В тот же день стало известно, что Ярослав Нилов обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой разобраться с автомобильными пробками у столичных мечетей, которые возникают во время пятничных молитв мусульман. По словам депутата, «сегодня при правильной организации многие вопросы снимаются». Однако практика показывает, что любой законопроект, затрагивающий деятельность религиозных организаций, требует очень долгих согласований.