Святой Престол готов принять «гипотетическое» предложение лютеран установить для них в рамках Католической Церкви ординариат по типу того, что был учрежден Папой Бенедиктом XVI для англикан. Об этом в конце октября заявил председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Напомним, что в 2009 году Понтифик учредил подобную церковно-административную единицу для членов англиканских сообществ, пожелавших войти в лоно Католической Церкви. По словам кардинала Коха, документ Anglicanorum coetibus («Англиканским общинам»), по которому был учрежден ординариат, «не был инициативой Рима, но пришел от Англиканской Церкви». Кох также отметил, что в случае с англиканами «Святой Отец… нашел очень хорошее решение, согласно которому церковные и литургические традиции англикан были приняты во внимание». «Если подобные пожелания будут выражены лютеранами, тогда мы должны будем подумать над ними, – сказал глава Папского совета по христианскому единству. – Однако инициатива остается за лютеранами». Апостольская конституция Anglicanorum coetibus была адресована англиканам, разочаровавшимся в либеральных реформах своей Церкви, и упрощала переход англиканских клириков и мирян в католичество. Также, согласно этому документу, за англиканами было оставлено право сохранять свои литургические и церковные традиции.
Гипотезы о возвращении лютеран в лоно матери-Церкви кардинал Кох строил, опираясь на завершившую свою работу 28 октября с.г. XIII Генеральную ассамблею Синода епископов, которая была посвящена новой евангелизации. По словам кардинала, секуляризация, ставшая одной из главных тем на ассамблее, берет свое начало в Реформации, когда религия стала считаться личным делом человека. Однако, как следует из слов Коха, ординариаты для лютеран не смогут решить всей проблемы. По его мнению, путь к единению с лютеранами очень долог и требует солидного теологического диалога. Между тем богословские разногласия с лютеранами не останавливают Святой Престол.
Сегодня в рамках лютеранской традиции существуют как консервативные, так и либеральные течения. Последние практикуют рукоположение женщин в священный сан, благословение однополых браков. Те же тенденции присущи и либеральному крылу Англиканской Церкви. Похоже, Святой Престол, ожидая инициативы лютеран в вопросе учреждения ординариата, открывает двери именно для консервативных последователей учения Мартина Лютера. Как и в случае с англиканами, Католическая Церковь может привлечь к себе не тронутую либеральными нововведениями часть лютеран, которые смогут легко адаптироваться в рамках де-факто консервативного католичества. Между тем тенденция разделения на консерваторов и либералов прослеживается и в других протестантских деноминациях. Так, в октябре с.г. от Епископальной Церкви США отделилась целая епархия, состоящая из 70 приходов. Поводом к разрыву отношений стала либеральная политика Епископальной Церкви, руководство которой отвергло принципы уникальности Иисуса Христа, авторитет Библии и значение брака.
Шаг Святого Престола в сторону единения с лютеранами не случайно связан с идеей новой евангелизации, обсуждавшейся в Риме в течение октября. В последнее время Католическая Церковь обратилась вовне – к своим членам в так называемых традиционно христианских странах, где секуляризм превратил доселе верных сынов Католической Церкви в прихожан, посещающих храм только в большие праздники. Более того, Церковь вынуждена искать пути для привлечения в свои ряды консерваторов из Церквей, отколовшихся от католичества 500 лет назад. Похоже, Святому Престолу легче претворять идеи евангелизации не в среде неверующих, а среди тех, кто верит и в то же время стоит на перепутье, не принимая либеральных начинаний в рамках своей религиозной традиции. Можно пофантазировать, что в недрах Римской курии готовится новая апостольская конституция Lutheranorum coetibus – «Лютеранским общинам».
С другой стороны, протестантам должно быть особенно обидно, что заявления Коха сделаны накануне Дня реформации, который отмечается 31 октября. Возможный раскол бросает тень на знаменитый образ Мартина Лютера, прибивающего к двери Вормсского собора список своих тезисов. В планах Ватикана смутно просматривается стремление к историческому реваншу… А впрочем, весь проект с такой же долей вероятности может оказаться частным и малозначимым событием.