Судьба Церкви Объединения зависит от того, кто займет опустевшее кресло лидера.
Фото Reuters
Основатель и лидер Церкви Объединения Мун Сон Мён скончался 2 сентября в Сеуле. Церковь Объединения возникла в 1954 году. Тогда Мун Сон Мён объявил себя Мессией – продолжателем дела Иисуса Христа, однако отверг догмат о спасении во Христе и Библию. Проповедник счел, что истинное Царство Небесное на Земле может установиться только благодаря благочестивым семьям, поскольку отношения Бога и людей в трактовке Муна представляются как отношения родителей и детей. Своеобразное понимание «правильной семьи» привело к практике коллективных бракосочетаний. Например, в 2009 году Мун Сон Мён благословил 40 тыс. пар одновременно. Себя и свою супругу он объявил «истинными родителями».
Сегодня отделения движения находятся более чем в 190 странах, в том числе и в России, а число его приверженцев в мире составляет около 3 млн. человек.
Как сказал в беседе с корреспондентом «НГР» доцент Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин, Церковь Объединения под руководством Муна Сон Мёна прожила базисный этап. По словам эксперта, это движение – «очень яркий пример того, как религия возвращается на общественную сцену». «В исторической логике Церковь Объединения можно назвать дальнейшей разработкой радикального харизматического протестантизма, потому что Мун Сон Мён изначально был протестантом, – сказал Юдин. – В результате мы видим религию нового типа – «сделай сам», а во главе этого движения стоит без сомнения харизматический лидер, который действует нетривиально, превращая религиозный проект в бизнес-проект». Церковь Объединения – достаточно закрытая организация. Непосвященные могли наблюдать только некоторые стороны ее деятельности: «Мы видели какие-то фантастические церемонии коллективного бракосочетания, которые становились медийной картинкой. И это стратегия религиозного движения нового типа, рассчитанная на то, чтобы давать медийное освещение своей деятельности».
В свою очередь, доцент Учебно-научного центра изучения религий РГГУ, специалист по новым религиозным движениям Борис Фаликов отметил, что «корейскому проповеднику Муну удалось создать одно из самых крупных и успешных новых религиозных движений прошлого столетия». Кроме того, Мун «был энергичным и ловким бизнесменом, создавшим целую бизнес-империю». По словам Фаликова, контркультурный бунт породил немало разочарований, вверг многих людей в состояние духовного хаоса. «Мун предлагал выход из этого хаоса – стабильные семейные отношения, в основе которых лежала идея спасения человечества. Ради этого молодые идеалисты готовы были пожертвовать свободой».
Фаликов рассказал о своих впечатлениях от встречи с лидером Церкви Объединения: «Мне как-то довелось наблюдать его выступление в США. Начал он вполне обычно, но вскоре преобразился и стал вещать как пророк. Мне это напомнило шаманские камлания. Ничего удивительного в таком сходстве нет, в Корее шаманизм имеет глубокие корни. Кстати, в этом одна из причин успеха там протестантов-харизматов, экстатические проповеди которых удачно напомнили корейцам о своем собственном наследии. Учение Муна, по сути, тоже результат встречи протестантизма (он из пресвитерианской семьи) и местной традиции общения с духами».
По словам религиоведа, в последние годы миссионерская деятельность Церкви Объединения ослабла, и на первый план вышла PR-активность. «Основана она на двух вещах – благотворительной деятельности организации и ее консерватизме, – пояснил Фаликов. – Мун создал огромное число филантропических фондов, и его проповедь рыночной свободы и семейных ценностей помогла ему преодолеть предубеждения американских правых, которые вначале видели в Церкви Объединения лишь экзотический культ». «В его благотворительных мероприятиях принимали участие лидеры республиканцев, включая бывшего президента Буша-старшего, – отметил эксперт. – Думаю, Мун не скупился на спонсорскую поддержку Республиканской партии».
Как рассказал Алексей Юдин, «еще в 2009 году был официально назван преемник – его сын Мун Хён Джин, который стал заниматься именно делами Церкви». «У него гарвардское образование, но хватит ли у него сил, в том числе внутренних, принять наследие харизмы отца, это большой вопрос». Оценивая перспективы Церкви Объединения после смерти ее основателя, Юдин предположил, что «не исключены кризис, расколы, новые образования, но, возможно, произойдет и мягкая реформация – переформатирование и редактирование изначальных религиозных проектов под руководством его сына». «Безусловно, может возникнуть напряжение между руководством – в Церкви Объединения существуют еще лидеры – и официальным наследником. От расколов в данном случае никто не застрахован, они более чем вероятны», – заключил эксперт.
По мнению Бориса Фаликова, после смерти Муна Сон Мёна руководство Церковью Объединения «унаследует его супруга, которая тоже немолода». «Сыновья на идейное лидерство не претендуют, – считает эксперт. – По крайней мере один из них заявил, что не собирается наследовать мессианскую роль отца, а останется лишь его апостолом». Фаликов подчеркнул, что покойный лидер оставил после себя не только религию, но и бизнес, раздел которого между наследниками может отодвинуть религиозные задачи на второй план. «Кроме родственников остаются еще и рьяные адепты, – подчеркнул эксперт. – И тогда неминуемо начнутся расколы. В общем, перспективы у Церкви Объединения не самые радужные».