Как попали мышьяк и ртуть в организм митрополита Павла? Загадка!
Фото с сайта www.lavra.ua
В украинских СМИ 9 июля появилась информация, согласно которой наместник Киево-Печерской лавры, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь) три недели назад побывал в реанимации. В крови владыки при обследовании обнаружили ядовитые вещества – мышьяк и ртуть.
Как выяснилось, еще в июне митрополит Павел был доставлен в Киевскую городскую клиническую больницу № 8 в тяжелом состоянии с высокой температурой и болями в сердце. Об этом автору этой статьи рассказал главный врач медучреждения Анатолий Пилецкий. Сославшись на медицинскую этику и украинский закон об информации, он не стал раскрывать все подробности диагноза и лечения, сказав лишь следующее: «Когда митрополит Павел к нам поступил, его состояние было не из легких – между тяжелым и полуреанимационным, – но угрозы жизни не было. Было принято решение перевести его в реанимацию, поскольку там больше врачей, лучшая аппаратура и т.д. Было проведено комплексное обследование. Его осматривал консилиум врачей – два профессора, четыре доктора наук, пять кандидатов наук. Через несколько дней владыка изъявил желание перевестись в другую больницу». А напоследок добавил: «Диагноз «отравление мышьяком и ртутью» мы не ставили».
Кто именно поставил такой диагноз, сообщил сам митрополит Павел: «Меня перевезли в Кардиологический центр Емца (лечебное учреждение в Киеве под управлением кардиолога Ильи Емца. – «НГР»), сделали коронарографию и операцию на сердце. Позже, после проведенных анализов, в моей крови нашли тяжелые металлы – ртуть и мышьяк. Потом меня обследовали в Германии, я сдал все необходимые анализы, мне назначили лечение». О своем нынешнем состоянии он сказал так: «Мне стало чуть лучше. <...> Однако прежних сил пока нет». Всю прошлую неделю настоятель провел на своем рабочем месте. Именно на это время, а именно на 12 июля, выпал день его тезоименитства, которое он отмечал в лавре. Во время торжественных мероприятий вид у митрополита был довольно бодрый.
Сразу же после информации об обнаружении в крови митрополита Павла тяжелых металлов СМИ выдвинули различные версии происшедшего. Среди основных: попытка убрать одного из основных претендентов на должность Предстоятеля УПЦ МП; месть за недостаточно четкую позицию во внутрицерковном конфликте, который возник несколькими месяцами ранее, когда митрополит Киевский Владимир (Сабодан) пребывал в больнице и власть в Церкви частично перешла к другим людям; «охота» на хлебное место и почетный титул наместника Киево-Печерской лавры; политическая составляющая (напомним, митрополит по совместительству является депутатом Киевсовета от Партии регионов, и сам он сразу после отравления заявил, что никогда больше не будет баллотироваться и вести политическую деятельность). Есть еще одна версия: тяжелые металлы могли случайно попасть в организм митрополита Павла, например, после длительного употребления в пищу морепродуктов, которые владыка ест много, особенно в пост. Но, похоже, сам наместник лавры в случайность не верит. Митрополит не раз в своих комментариях – устных и письменных – заявлял: кто это сделал – Бог им судья; он никого не подозревает в содеянном. Получается, кто-то это все-таки сделал, и намеренно?
Правда, пока митрополит Павел не предоставил официальные медицинские результаты токсикологического исследования. Ведь до сих пор, кроме свидетельства самого владыки, нет никаких данных, подтверждающих, что отравление было. Этим вполне можно объяснить желание митрополита «не давать ход делу» со стороны правоохранительных органов.
Конечно, вспоминается еще одна история с загадочным отравлением и последующим избранием на высший пост в государстве известного украинского политика. Та история тоже до сих пор полна неясностей. Но теперь случай с ядом в византийском стиле повторился с князем Церкви.
Кроме того, ситуация с митрополитом Павлом обнажила еще одну линию разлома в УПЦ МП – информационную. Комментарии к первой публикации в украинской газете «Сегодня» о предполагаемом отравлении наместника лавры давал Василий Анисимов, названный там «пресс-секретарем УПЦ МП». Однако такой должности, равно как и такой структуры, как пресс-служба УПЦ МП, сейчас нет. Об этом мне заявил протоиерей Георгий Коваленко, который, согласно решениям Собора УПЦ МП, начиная с августа 2008 года является председателем Синодального информационно-просветительского отдела, пресс-секретарем Предстоятеля УПЦ МП. «Именно Синодальному информационно-просветительскому отделу, согласно решениям Священного Синода и всем документам, поручена вся информационная деятельность и координация. В моем отделе такого работника, как Василий Анисимов, нет», – сказал Коваленко. Но происшествие с митрополитом Павлом он отказался обсуждать, сославшись на то, что «это вопрос не общецерковный».
Я обратился к Василию Анисимову. В дополнение к уже опубликованной информации Анисимов сообщил: «Насколько я знаю, были проведены исследования волос и одежды. И там не обнаружилось ни того, ни другого (ни ртути, ни мышьяка. – «НГР»). Это свидетельствует о том, что эти отравляющие вещества попали через пищу». «Георгий Коваленко – бывший сотрудник моей пресс-службы, который потом ушел, – добавил Анисимов. – Они создали пресс-службу самого Блаженнейшего, а он там пресс-секретарем числится». Неведение Георгия Коваленко о ситуации с отравлением Анисимов прокомментировал так: «Владыка Павел занимался расследованием их (Георгия Коваленко и архиепископа Александра (Дробинко). – «НГР») деятельности при строительстве кафедрального собора. Аудит провели, охнули и сняли их обоих».
Как бы там ни было, а вся ситуация с отравлением митрополита Павла оставляет впечатление недосказанности со стороны самого владыки и информационных структур УПЦ, да и попросту недоверия между служителями единой Церкви.
Киев