Почитание верующими тоже может быть испытанием для древнего памятника искусства и истории.
Фото РИА Новости
В канун инаугурации президента Владимира Путина, 6 мая, в собственность РПЦ была передана икона Богоматери Иверской. Это событие вызвало настоящий культурный шок у тех, кто хоть как-то знаком с русской историей. Греческая икона, написанная в 1648 году в Иверском монастыре на Афоне, прочно связана как с событиями русской жизни, так и с отношениями русского и греческого народов. Образ является не просто историческим, но и государственным раритетом.
Напомним основные события истории иконы. В 1647 году в Москву с прошением о милостыне приезжает архимандрит Иверского монастыря на Святой Горе Пахомий. По поручению царя Алексея Михайловича ему была заказана точная копия, «в меру и подобие», древней иконы Одигитрии, прозванной Портаитисса (Вратарница), составляющей славу Иверской обители. 13 октября 1648 года список (копию) Вратарницы (размер 135х81 см) доставили с Афона два монастырских старца. Были привезены также грамоты от настоятеля Пахомия к царю с описанием изготовления иконы и греческий текст сказания о ней (через несколько лет он был издан в русском переводе). В мае 1654 года царь Алексей Михайлович выступает в поход, целью которого было освобождение Смоленска, более ста лет находившегося сначала под властью Литвы, а затем Речи Посполитой. Согласно записям в Дворцовых разрядах, царь берет с собой икону Богоматери Иверской. «Власти духовного чина», бывшие за «тем образом» в государевом походе, оставались с царем до победоносного освобождения Смоленска. По возвращении в Москву в октябре 1655 года царь вложил икону в собор Одигитрии Смоленской Новодевичьего монастыря, основанного великим князем Василием III в 1524–1525 годах после присоединения Смоленска к московским землям в результате не менее победоносного похода русского войска в 1514 году. В новый собор тогда был вложен список чудотворной иконы Одигитрии Смоленской, находившейся до этого в Благовещенском соборе Московского Кремля. Обе иконы Одигитрии особенно почитались в воинской среде.
Икона Богоматери Иверской принадлежала собору Новодевичьего монастыря более 355 лет и выносилась только во время реставрационных работ. Благополучная судьба всего древнего наследия Новодевичьего монастыря связана с тем, что здесь своевременно, еще в 1922 году, был создан музей, который и сохранил все монастырские ценности. Справедливости ради стоит вспомнить еще один список Портаитиссы, созданный на Афоне также «в меру и подобие» по заказу Патриарха Никона. Украшенная богатым окладом икона была помещена в 1656 году в специально построенный для нее собор Иверского Валдайского монастыря – и бесследно исчезла. История эта очень поучительна и должна заставить задуматься о судьбе древних памятников, которые надежно сохраняются только в музейных условиях.
Икона Иверской Богоматери 1648 года – это еще и значительное произведение афонской иконописи XVII века, столь редкой в отечественных собраниях. Икона имеет греческую надпись по нижнему краю ковчега, что в переводе звучит так: «Писал со тщанием живущий в кельях Иверских Ямвлих сын Романа лета 7136. Старанием и иждивением Пахомия архимандрита Ивирского лета 1648». Живопись иконы характеризует Ямвлиха как мастера Фессалоник, усвоившего критскую манеру письма. Эта манера распространилась на Святой Горе, в том числе и в Иверском монастыре, после 1535 года, с приходом сюда из Кании (Крит) прославленного мастера Феофана. Саму историю исполнения иконы можно считать уникальной, так как известны подробности ее заказа, ее исполнитель, дата его работы и день появления иконы в Москве.
Сохранить этот уникальный памятник – обязанность российского государства. Но, как кажется, власти придерживаются иного мнения. Цель передачи иконы в собственность (следовательно, в полное распоряжение) Новодевичьего монастыря непонятна: собор, как и весь архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, уже переданы РПЦ, следовательно, и созерцание, и молитва перед прославленным образом доступны как насельникам монастыря, так и прихожанам и широкой публике. При этом древний образ, как и все иконы собора, оставался в ведении Исторического музея, в фонд которого он официально входил. А это означает возможность сохранения живописи иконы еще на века, то есть поддержание необходимого режима содержания, осмотр и квалифицированную помощь ее живописи реставраторами и т.д. В настоящее же время «Иверскую» перенесли в Успенскую монастырскую церковь, где богослужения совершаются каждый день, при большом скоплении народа, что резко повышает температуру и влажность воздуха в помещении и губительно для древней живописи. Специального киота для защиты образа изготовлено не было – видимо, ввиду невероятной срочности передачи: решение и оформление заняли одни сутки. Напрашивается такое объяснение этой поспешности: монастырь очень желал получения иконы в собственность и ее переноса в действующий храм для увеличения числа паломников и увеличения мзды от них. И власти в своих целях решили подарить монахиням эту радость. Русская история и интересы граждан России при этом были проигнорированы как не имеющие никакого значения и ценности.