Фото Reuters
«Мы будем помогать мусульманам создавать шариатские суды в Москве и других городах», – сообщил агентству «Интерфакс-Религия» столичный адвокат Дагир Хасавов. По его словам, пробыв несколько дней в Дагестане, Чечне и Ингушетии, после продолжительных бесед с руководством муфтиятов и отдельными имамами он убедился, что фактически шариатские суды действуют там повсеместно. Они рассматривают такие спорные вопросы, как примирение врагов, в том числе кровных, бытовые конфликты, вопросы, связанные с возможностью женщины видеть своих детей после развода с мужем, примирение после похищения невесты. Такого рода суды мусульманский правозащитник предлагает официально легализовать, в том числе в городах Центральной России.
Как пояснил Хасавов в комментарии «НГР», данная инициатива вызвана ростом мусульманских диаспор в Московском регионе, которым в силу различных обстоятельств действующий порядок судопроизводства неудобен. По словам адвоката, «верующий, который исповедует ислам, не может ходить в мечеть и читать Коран, а потом пойти в светский суд, как бы это ни казалось странным людям в светском государстве». «Миллионы живущих в Москве мусульман из Средней Азии зачастую не могут или не хотят обращаться в суд, – считает Хасавов. – Они хотят быстрого решения. Шариатский суд может в течение дня вынести решение, которое обратившиеся в него стороны выполнят». В соответствии с действующим российским законодательством, как считает адвокат, это возможно «в форме третейских судов, когда два лица изначально выбирают себе арбитра и соглашаются, что те решения, которые он примет, для них обязательны». Такого рода суды, утверждает Хасавов, де-факто в Москве «у мусульман уже есть». «Можете съездить в мечеть в Отрадном к шейху Махмуду (видимо, речь о настоятеле этой мечети Махмуде Велитове. – «НГР») или в другие мечети и спросить – с какого характера спорами обращаются туда мусульмане и какие решения там выносят», – говорит адвокат.
Реакция со стороны официального исламского духовенства на инициативу московского адвоката оказалась довольно прохладной. Глава Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев заявил Regions.ru: «Мы живем по законам нашей страны, которые не предусматривают шариатских судов... Имамы занимаются примирением сторон в семейных конфликтах, когда к ним за этим обращаются, но к шариатских судам это не имеет никакого отношения. Мы помогаем мусульманам решить специфические проблемы, связанные с нашими традициями. К примеру, пресловутые кражи невест – это лишь дань традиции, для которой шариатский суд не нужен. Что же касается общего правопорядка, то для этого есть российские суды». Однако получается, что Бердиев описал фактическое существование официально не признанных «третейских судов» при мечетях, о которых говорит Хасавов. Существующий в той же Ингушетии при местном муфтияте орган под названием шариатский суд, как пояснил ранее журналистам муфтий республики Иса Хамхоев, занимается лишь разбирательством вопросов из области теории исламского вероучения.
Глава управления по связям с религиозными организациями Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов отказался комментировать нашему изданию инициативу адвоката и переадресовал вопрос юристам. Специалист по исламскому праву, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен отметил в комментарии «НГР»: «Откройте Закон «Об арбитраже», вступивший в силу в июле 2010 года, и посмотрите, возможно ли создание подобного органа в рамках действующего законодательства». Если же невозможно, но сторонники подобных судов «обратятся в федеральные законодательные органы, если внесут такую инициативу и она будет поддержана, если она будет укладываться в рамки российской Конституции и существующего законодательства – то почему нет?» По мнению эксперта, не стоит «загонять ситуацию в подполье», тем более что такие суды уже действуют при мечетях в России и легализованы в ряде стран Запада. От себя отметим, что на Западе в последнее время деятельность подобных судов вызывает все больше опасений в обществе (подробнее в «НГР» от 19.10.11).