Патриарх Кирилл: "Как сокрушается сердце от этого потока лжи, клеветы, лицемерия, подтасовки фактов".
Фото с сайта www.patriarchia.ru
В свое время Владимир Путин обещал после президентских выборов умыться, очиститься от той моральной грязи, которой, как он предполагал, будет изобиловать избирательная кампания. Путин победил – он будет президентом. Но остаются люди, общественные институты, которые в том или ином виде запятнаны в ходе действительно жестоких и злых предвыборных перепалок.
Одним из таких общественных институтов, на которые была брошена тень политических склок, стала Русская Православная Церковь. Патриарх Кирилл незадолго до 4 марта сокрушался в одной из проповедей о «трудности» предвыборных дней. «Как сокрушается сердце от этого потока лжи, клеветы, лицемерия, подтасовки фактов», – говорил Предстоятель Церкви. Он заявил, что наши люди не учат уроки истории, имея в виду поддержку революционных настроений: «Казалось бы, что еще нужно нашему народу испытать, какие муки понести, чтобы исторический опыт вошел в плоть и кровь!»
РПЦ все последние годы наращивала свое присутствие в общественной и политической жизни, оправдывая это тем, что Церковь и православная вера смягчат сердца россиян, привнесут нравственность в жизнь страны. Говорилось об этом и в ходе нынешней избирательной кампании, и после ее завершения. Близкие к Патриарху церковные деятели митрополит Иларион (Алфеев) и протоиерей Всеволод Чаплин не раз в эти дни советовали вновь избранному президенту прислушиваться к голосу Церкви, напоминали, что у власти нет союзника вернее, чем Церковь, противопоставляли ее зарубежным антироссийским силам. Митрополит Алфеев уже после выборов посоветовал Путину обратиться к завещанию царя Александра III своему сыну Николаю II. Тем самым митрополит не посчитал нужным, в свою очередь, учесть тот исторический урок, который преподнес стране крах политики православных самодержцев.
Но вернемся к предвыборной кампании. Нельзя не отметить беспрецедентное озлобление противостоящих сил, выплеснувшееся и в уличных акциях как оппозиции, так и прокремлевских сил, и в кампании взаимного шельмования и травли, которая развернулась в Рунете. Церковь активно привносит «нравственную парадигму» в общественную жизнь уже два десятилетия, а озлобление в обществе только нарастает. Чем отвечают на нерезультативность своей проповеди духовные пастыри? Патриарх Кирилл предостерег от злоупотребления Интернетом. Хотя он не уточнял, какой именно вред несет современная информационная среда, многие услышали в этом высказывании не нравоучительное наставление общего характера, а намек на социальные сети, мобилизующие на митинги протеста недовольных властью.
Удивила та готовность, с какой Церковь поддерживала буквально каждый шаг сторонников Путина и каждый этап кампании самого кандидата. Протоиерей Чаплин на каждую из программных статей отвечал комментариями, лишенными сущностного анализа предложений, но насыщенными комплиментарными оценками. Наконец, результаты выборов он назвал «победой мудрости народа». Церковь довольно быстро подхватила главный аргумент власти против оппозиции: протесты, дескать, инспирированы из-за рубежа. «Люди понимают, какой исторический шанс дан России и как легко его потерять под влиянием кукловодов, не желающих нашей стране добра», – прокомментировал Чаплин победу Путина.
Словно в соответствии с формулой «голосуй или проиграешь» Патриарх Кирилл неоднократно намекал на возможные гонения, которые Церкви придется претерпеть в будущем, обращался к теме то Смуты и польского нашествия, то Отечественной войны 1812 года, то революции 1917 года. Все эти события – в церковной интерпретации – неизменно объясняются отказом российского народа от своего культурного кода и обольщением чуждыми политическими идеями. Кстати пришлись различные юбилеи и годовщины: митрополита Ермогена, противостоявшего полякам в XVII веке, 200-летие вторжения Наполеона, напоминание о революционных февральских днях 1917 года, когда непатриотично показала себя либерально настроенная интеллигенция.
Кроме иностранного влияния церковные деятели видят в нынешнем оппозиционном движении и экономические причины. «Последние события показали, что у наших людей существуют определенные протестные настроения, и они родились не на пустом месте: действительно, есть экономические проблемы, существует расслоение между богатыми и бедными, очень высок уровень коррупции», – сказал на утро после президентских выборов митрополит Иларион. О подобном понимании текущих процессов неоднократно заявлял и Всеволод Чаплин. Странное в устах священнослужителей вульгарно-материалистическое понимание состава и мотивации протестующих свидетельствует об упрощенном восприятии текущих политических процессов.
Поздравляя Владимира Путина с победой, Патриарх Кирилл выразил уверенность, что теперь Россию ждут стабильность и поступательное развитие. Но сама Церковь – окрепла ли она, обеспечила ли себе стабильность, ввязавшись в эти политические дрязги? Мониторинг соцсетей, к которым с такой опаской относится верховенство Церкви, показывает, что часть молодых преимущественно столичных священнослужителей открыто выражает свой скепсис, а то и раздражение по поводу политического истеблишмента России. Так, один из московских настоятелей, близких к митрополиту Илариону, обнародовал в Интернете свой бюллетень, который он испортил, вписав туда фамилию одного из лидеров оппозиции. Похожими выступлениями отметились и другие либерально настроенные клирики РПЦ. Не исключено, что события нынешней зимы вырастили, а может быть, просто открыли миру существование в Церкви новой оппозиции – на этот раз западнической и либеральной в отличие от известных ранее диомидовцев и прочих ультраконсерваторов.
Церковь заручилась протекцией государства (вспомним обещания Путина, данные им во время встречи с духовными лидерами в Даниловом монастыре 8 февраля), но, возможно, этим углубила коррозию в своей среде, подрубила основу административного «послушания».
Тем большие потери может понести РПЦ в широком общественном мнении. Глумливая акция Pussy Riot показала, как далеко могут зайти в своем неприятии Церкви передовые отряды критиков клерикализации страны. «Панк-молебен» Богоматери явно стал ответом на поддержку власти и по своей форме издевательски копирует ту пиар-кампанию, которую церковные круги развернули вокруг принесения в храм Христа Спасителя пояса Богородицы минувшей осенью. Но в умеренных и более представительных кругах интеллигенции, которую так шельмуют в РПЦ, также падает доверие к религиозному институту. Так, по результатам опросов 24 декабря 2011 года и 4 февраля 2012-го соцслужбы «Среда», около 70% участников митингов протеста отметили, что Церковь поддерживает власть. При этом около 80% респондентов считают, что РПЦ не должна поддерживать ни одну из сторон. По данным «Среды», 28% опрошенных 4 февраля исповедуют православие и идентифицируют себя с РПЦ.
Возможна радикализация протестной активности. Чаплин и Владимир Легойда предостерегают оппозицию от насилия. Но эти призывы звучат из кабинетов. Церковь могла бы доказать, что она с народом, направив своих представителей на улицы, чтобы увещевать разгоряченные толпы с обеих сторон баррикад.
Пока что неловкие объятия Церкви и власти не похожи на проявление христианской любви. Все это превращает Московский Патриархат в некое подобие корпорации чиновников от духовности, в «министерство нравоучений» на подхвате у правящей элиты. В таком случае ущерб авторитету – главному на сегодняшний день капиталу Церкви – неизбежен.