Архиепископ Александр (Дробинко): митрополита Владимира от управления Церковью никто не отстранял.
Фото автора
На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) 26 января с.г. создана комиссия для внесения изменений в Устав об управлении УПЦ, а также отменено решение прошлого Синода, которое поручало руководство Киевской епархией комиссии в составе трех викарных епископов Киевской митрополии. Пикантности ситуации добавило обращение митрополита Киевского Владимира (Сабодана) к участникам собрания Киевской епархии УПЦ МП, в котором Предстоятель Церкви, по сути, признал распри среди своих епископов: «Нелегкое время переживает наша Святая Церковь и сейчас. Терзаемую внешними факторами нынешнего секулярного мира, ее терзают и внутренние расколы и раздоры, которые сеет между верными «князь века сего». К сожалению, ко всем этим невзгодам добавляются и внутренние распри, которые никоим образом не способствуют целям, которые перед нами, священнослужителями, ставит Господь», – сказано в обращении.
События последних дней нам прокомментировали представители разных групп влияния в УПЦ: секретарь Предстоятеля УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский АЛЕКСАНДР (ДРОБИНКО) (который считается одним из лидеров проукраинского крыла УПЦ, сторонником расширения ее автономии как пути к провозглашению автокефалии) и настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский ПАВЕЛ (ЛЕБЕДЬ), которому поручили временное управление Киевской епархией (его причисляют к промосковской партии)
Начнем с интервью архиепископа Александра.
– Ваше Высокопреосвященство, вы как секретарь Предстоятеля Украинской Церкви, наверное, как никто лучше знаете о состоянии здоровья митрополита Владимира. Как он себя чувствует?
– Нельзя сказать, что Предстоятель Церкви чувствует себя замечательно. Однако на данный момент его состояние значительно лучше, чем три недели назад, когда ему установили прибор, помогающий организму усваивать необходимые лекарства. Реабилитационный период будет, конечно, проходить долго, но мы надеемся, что изо дня в день самочувствие Блаженнейшего будет улучшаться. Уже сейчас у него светлый ум и острая память. На днях, например, он напомнил фамилию мэра одного из городов, которую я запамятовал. Блаженнейший совершает богослужения, принимает посетителей, знакомится с документами, подписывает их.
– А какие митрополит Владимир может подписывать документы, если он не управляет на данный момент епархией?
– Как не управляет епархией? Он остается митрополитом Киевским. При этом в соответствии с решением Синода Блаженнейший делегировал часть своих управленческих полномочий митрополиту Павлу как старшему викарию. А подписывать Его Блаженство может любые документы, которые сочтет нужным. Права подписи его никто не лишал.
– На Синоде было принято решение о создании комиссии по подготовке изменений и дополнений к Уставу об управлении Украинской Православной Церковью (редакции 2007 года). Ходят слухи, что это делается под Устав РПЦ?
– В 2007 году была создана комиссия, которая разработала нынешний Устав УПЦ. Он был принят вместо устаревшего, не отвечающего запросам времени Устава 1992 года, который делался наспех во времена перестройки. Устав 2007 года является действующим. Но на последнем Соборе УПЦ, прошедшем летом 2011 года, у некоторых иерархов и мирян возникли вопросы к этому документу. Поэтому было принято решение создать комиссию. Комиссия, которая работала над Уставом 2007 года, состояла из юристов, экспертов в области канонического права, и они точно знали, что делали. Что будет делать новая комиссия, я затрудняюсь ответить, поскольку в нее не вхожу. Когда она закончит свою работу, то выскажется, необходимы ли в Уставе какие-то изменения. В любом случае оценивать работу комиссии будет Архиерейский Собор УПЦ.
– Как вы относитесь к перспективе передачи Киево-Печерской лавры, Софийского собора, других культовых объектов в пользование УПЦ?
– В этом вопросе у меня однозначное мнение: собственником церковного имущества должна быть Церковь. Я целиком и полностью поддерживаю позицию, что реституция церковного имущества должна осуществиться в полной мере. Важно только, чтобы монастыри и храмы остались доступны для всех посетителей: как верующих, так и неверующих. Ведь храм помимо того, что является духовной святыней, еще и культурный объект. Бывает, человек, придя в храм однажды на экскурсию, в следующий раз уже возвращается туда для молитвенного общения с Богом.
– В СМИ вас относят к проукраинскому крылу УПЦ┘
– Если уж говорить метафорически, в Украинской Православной Церкви есть только те два крыла, что уверенно несут ее в Царство Божие. Если бы эти крылья не действовали синхронно, Церковь бы не летела, а стояла на месте. На сегодняшний день в Церкви есть полное взаимопонимание разных настроений – как политических, так и церковно-политических. Разногласий в Церкви нет.
– Вы хотите сказать, что ваши взгляды на развитие Церкви совпадают с взглядами, например, Одесского митрополита Агафангела (Саввина)?
– Абсолютно. Ни с владыкой Агафангелом, ни с другими архиереями у меня разногласий нет. У нас одинаковое понимание предназначения Церкви: служение Богу и ближнему.
– А как же вопрос автокефалии?
– Можно иметь какие угодно мнения по вопросу автокефалии УПЦ, однако необходимо помнить, что все в руках Божиих. До Крещения Руси, например, на наших землях и вовсе не было Православной Церкви. Прошло время – и вот она есть. Поэтому считаю бессмысленным говорить о будущем статусе Украинской Православной Церкви.
– Хотелось бы знать ваше мнение о нынешнем статусе УПЦ.
– По моему скромному мнению, статус УПЦ на сегодня абсолютно ее удовлетворяет.
– Удовлетворяет ли он верующих? Ведь православные в Украине разделены. Кто-то посещает храмы УПЦ МП, кто-то храмы Киевского Патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви.
– Конечно, было бы хорошо, если бы православие в Украине было соборным и не было бы раскола. Для этого необходимо собираться вместе, думать и принимать решение.
– Является ли обязательным условием для объединения всех православных Церквей в Украине покаяние сторонников Киевского Патриарха Филарета, которых называют раскольниками?
– Конечно. В грехе раскола необходимо каяться каждому человеку, ибо все мы являемся раскольниками по отношению к Богу, когда совершаем грех. А покаяние, которое предусматривает каноническая дисциплина в данном случае, – не унизительное выпрашивание прощения. Покаяние – это в первую очередь осознание неверности, греховности поступков.
– Каковы отношения Украинской Церкви с Московским Патриархатом? Не вмешивается ли РПЦ в дела УПЦ в обход Устава нашей Церкви?
– У нас одна Церковь – Русская Православная. УПЦ является частью Московского Патриархата, ее самоуправляемой частью, и никаких притязаний со стороны РПЦ по поводу того, что происходит в УПЦ, нет.
– Насколько актуален статус украинского как языка богослужения?
═ Разговор с митрополитом Павлом происходил на фоне митинга против передачи музеев Киево-Печерской лавры в собственность Церкви. Фото автора |
– У нас есть приходы, совершающие богослужения на украинском языке. И это происходит в рамках решения Священного Синода 20-летней давности, согласно которому приходы самостоятельно могут выбирать язык богослужения.
– Как вы относитесь к личности Ивана Мазепы?
– Как к строителю, церковному меценату.
– Но ведь он был предан анафеме┘
– Богословская комиссия, которой несколько лет назад было поручено дать ответ на вопрос о легитимности анафемы Мазепе, пока не озвучила своих выводов. Когда это случится, я выскажу свое мнение. А пока Церковь продолжает молиться «за строителей и благоукрасителей» построенных храмов. И без оговорки: «Кроме Мазепы».
***
Митрополит Павел (Лебедь) дал нам интервью, однако позже не дал согласия на публикацию. Поскольку разговор с митрополитом все-таки состоялся, считаем необходимым познакомить читателя с его содержанием.
Так, митрополит Павел резко высказался по поводу акций протеста, проводимых против законопроекта, который предусматривает передачу всего комплекса Киево-Печерской лавры Церкви. Напомним, 12 января с.г. в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 9690, которым предлагается исключить Богоявленский собор, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры из числа памятников культурного наследия, которые не могут быть приватизированы. Также законопроектом предлагается обязать кабмин Украины передать указанные объекты УПЦ МП. Основной мотивацией недовольных реституцией церковного имущества в пользу митрополии служат опасения, что эти объекты начнет контролировать непосредственно Чистый переулок. «Глупость! Передается Украинской Православной Церкви. Все объекты, которые перейдут из государственной собственности в ведение УПЦ, в государстве Украина и останутся», – поспешил заверить митрополит Павел.
Поведал митрополит и о подробностях кадровых перестановок в Киевской епархии. Как утверждает архиерей, этот вопрос на обсуждение Священного Синода УПЦ МП вынес секретарь Киевской митрополии протоиерей Виталий Косовский, который предложил назначить временно управляющим Киевской епархией либо архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана (Юрчука), либо самого Павла. Остановились на кандидатуре митрополита Павла, поскольку он постоянно находится в Киеве, хорошо знает дела епархии, а у архиепископа Митрофана, управляющего кроме огромной епархией еще и делами всей митрополии, и так много хлопот. Для самого же митрополита Павла, по его утверждению, было неожиданностью такое назначение. При этом архиерей заметил, что никто не обсуждал никаких кадровых решений с самим митрополитом Киевским Владимиром, дескать, заметно, что, когда речь заходит о текущих проблемах, он начинает волноваться, что в его состоянии крайне нежелательно. Поэтому на подобные темы с предстоятелем старались не говорить в принципе.
Прокомментировал митрополит Павел и решение созвать комиссию по разработке изменений в Устав УПЦ. «Мы живем в независимой стране Украине, а значит, должны придерживаться ее законов. Поэтому и возникла потребность внести в Устав некоторые дополнения и изменения, чтобы привести его в согласие с законами Украины», – сказал архиерей, опровергнув, таким образом, слухи, что причиной изменений в Уставе является его несоответствие с Уставом РПЦ.
Довольно резко высказался наместник лавры о главе Киевского Патриархата Филарете (Денисенко), который не так давно заявил: «Что касается митрополита Павла, то у него ума не хватает». Павел парировал, что ума у него достаточно, а вот «у Михаила Антоновича (в РПЦ Киевского Патриарха называют мирским именем. - «НГР».) у самого в свое время не хватило ума сохранить единство Церкви, принеся раскол, и ему уже давно нужно бы начать писать воспоминания о своей греховной жизни да нянчить внуков, хоть он и отрицает, что они у него есть». В УПЦ КП вообще, сказал Павел, кроме митрополита Львовского и Сокальского Димитрия (Рудюка), попросту не с кем вести переговоры о преодолении раскола. А сам вопрос возвращения раскольников в лоно Церкви форсируется, когда «уйдет главный раскольник».
Однозначное мнение у митрополита Павла по вопросу автокефалии. «Слово «автокефалия» нужно забыть лет на 15–20, не меньше. На сегодня я против автокефалии, поскольку ратую за сохранение единства своей страны», – сказал он. Может, в будущем кто-то придет с холодной головой, и автокефалия произойдет, но на данный момент это невозможно. Если огласить автокефалию сегодня, далеко не вся страна приняла бы ее. Как минимум Восток и Юг Украины против, а это значит, сейчас автокефалия – это красная тряпка, которая может спровоцировать граждан даже на гражданскую войну.
Павел также опроверг слухи о том, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вмешивается в дела УПЦ, нарушая ее Устав. Например, слухи о том, что на Харьковскую кафедру готовят митрополита из Московской епархии. Дескать, он станет митрополитом Харьковским (эта кафедра пока не занята), постоянным членом Священного Синода УПЦ, а там и преемником митрополита Киевского Владимира (Сабодана). Павел категорически заявил, что это невозможно. Он заметил, что украинские епископы могут сейчас без преград переходить на управление епархиями в России. Но для того, чтобы епископ из России был назначен на кафедру в Украине, нужно исключительное решение епископата УПЦ МП. Митрополит Павел высказал уверенность, что Патриарх Кирилл не пожелает будоражить украинских епископов и на Харьковскую кафедру будет выбран украинец.
Киев