Владимир Путин пообещал Церкви роль наставника молодого поколения.
Фото ИТАР-ТАСС
Среди новостей, которые сообщил премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин религиозным лидерам на встрече 8 февраля в Даниловом монастыре, особенно интересно обещание допустить в качестве преподавателей в государственные учебные заведения священнослужителей. Путин не только посчитал возможным преподавание основ религиозных культур духовными лицами, но и высказался за введение теологии в вузах в качестве полноправного гуманитарного предмета. Кроме того, он предложил уравнять в правах государственные и религиозные учебные заведения, в том числе в отношении бюджетного финансирования.
28 января премьер-министр утвердил план мероприятий, направленных на введение в 2012/2013 учебном году курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех школах страны. Как уже сообщалось, предмет будет преподаваться в четвертых классах на протяжении всего учебного года один час в неделю начиная с сентября 2012 года. Общегосударственное внедрение ОРКСЭ будет отличаться от того формата, в котором в течение двух лет проходила апробация курса. Получается, что имеющаяся программная сетка меняется, причем это стало известно за семь месяцев до старта нового курса.
В числе прочих мероприятий, одобренных Путиным, значится организация масштабной подготовки учителей для нового предмета по всей стране. Напомним, что, согласно замыслам Минобрнауки, эту роль выполняют светские учителя-профессионалы, прошедшие специальные курсы повышения квалификации. Школы отправляют на эти курсы своих представителей, а те становятся тренерами-тьюторами для коллег на местах. По плану, эта работа должна начаться в феврале с.г. и завершиться к сентябрю. В свою очередь, родители школьников до марта с.г. должны выбрать один из шести модулей курса, который четвероклассники начнут изучать в сентябре.
Корреспонденты «НГР» выборочно опросили администрации нескольких московских школ, чтобы узнать, как проходит подготовка к новому учебному курсу. В школе № 416 (ЮВАО) сообщили, что существуют «специальные курсы, на которые наши преподаватели в этом году пошли, чтобы в следующем учебном году преподавать этот курс». Кроме того, администрация школы уже уведомила родителей школьников, которые сейчас вместе со своими детьми выбирают один учебный модуль. В школе № 2020 (САО) переподготовка учителей тоже началась. Между тем в школе № 141 того же округа нам сообщили, что администрация пока не известила родителей, а в вопросе переподготовки учителей в школе «нет такой направленности». Что это значит, гадайте сами! Школа № 470 им. Нади Рушевой (ЮАО) еще не отправляла педагогов на учебу, а чтобы известить родителей о необходимости выбрать один из модулей ОРКСЭ, администрация учебного заведения ждет соответствующего распоряжения сверху. «Если это предусмотрено Управлением образования, то кто-то придет к нам освещать все эти вещи», – сказали в школе. Как нам сообщили в школе № 208 (САО), на учебу направлены два человека, «учителя четвертых классов». По словам собеседницы «НГР», родителей будущих четвероклассников известили о необходимости выбрать модуль ОРКСЭ. В свою очередь, в СОШ «Школа здоровья» № 661 (ЦАО) сообщили, что учителей пока не направили на учебу. «Нам пока таких указаний не было, – сказали в администрации. – Соответственно мы не могли говорить и с родителями. Мы не знаем, какой это будет компонент – учебный, не учебный». «Когда Департамент образования Москвы решит все это, нам скажут, и тогда мы будем информировать родителей», – сообщили в школе.
«НГР» обратились за комментариями в Департамент образования города Москвы, направив официальный запрос. К моменту подписания номера в печать минула неделя с тех пор, как запрос попал в ведомство. Ответа, увы, так и нет, как нет и прямого отказа комментировать ситуацию. Почему-то вот уже несколько дней подряд при звонке в пресс-службу департамента включается англоговорящий автоответчик.
Можно понять и руководителей учебных заведений, и чиновников, которые находятся в замешательстве. Новые идеи «наверху» рождаются так неожиданно и концепции сменяют друг друга так стремительно, что исполнители, вероятно, просто не успевают реагировать на новшества. Подписав в качестве действующего председателя правительства план мероприятий по подготовке к преподаванию ОРКСЭ, Путин – уже в качестве кандидата в президенты – говорит, что предмет не должен превращаться в «формальный ликбез». «Поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди – либо теологи, либо священники», – утверждает он. «Министерству образования будет сформулировано соответствующее поручение: оказать всю необходимую помощь и поддержку религиозным организациям на этом направлении работ», – отметил Путин. Спрашивается, кто же тогда так задумал экспериментальный курс, что он превращается в ликбез, если не чиновники?
Кстати, Путин в той речи утверждал, что двухлетняя апробация в отдельных регионах России признана удачной. Как сказал премьер, «я не слышал ни одного серьезного негативного отзыва, в целом обществом эта практика воспринята положительно и получены очень хорошие результаты».
Однако в эти годы мы много писали о том, какой серьезной критике эксперты и действующие лица подвергли ход апробации предмета после того, как он в спешке, после указаний президента Дмитрия Медведева летом 2009 года, стал воплощаться на практике. История повторяется – но уже на новом витке, в более серьезных масштабах. Требуется пересмотреть методику преподавания, внести изменения в пособия. На все это до сентября времени осталось слишком мало. Напомним, что сам Путин еще в мае 2011 года говорил на встрече с педагогами о будущем духовно-нравственного предмета: «Тема, безусловно, очень деликатная, и решения в этой сфере должны приниматься в высшей степени взвешенные».
Заранее известно, что Русская Православная Церковь не будет вполне удовлетворена даже таким форматом ОРКСЭ. Как отметил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), «мы будем работать, чтобы расширялась сетка преподавания и количество учебных часов». «В каждом классе и в любом возрасте преподавание религии актуально и значимо, – подчеркнул митрополит Иларион. – Я считаю, что и первоклассники должны узнавать о религии, и старшеклассники». Эти слова были сказаны в тот же день, когда состоялась встреча Путина с духовными лидерами, и тоже в Даниловом монастыре. На днях о разработке нового учебного пособия специально для школ Чечни заявил Рамзан Кадыров. Напомним, что эта республика входила в число экспериментальных регионов, где проходила апробация ОРКСЭ.
Но вернемся к встрече Путина с главами религиозных организаций. Кроме нововведений в школах, политик не исключил возможность внедрения предмета, связанного с религиями, и в государственных вузах. По его словам, «нужно подумать о том, чтобы эта дисциплина – теология – наравне с другими гуманитарными дисциплинами появилась в наших учебных заведениях». Это заявление, конечно, требует особых комментариев, и пока Путин их не сделает, идея будет представляться не более чем декларацией.
«Здесь надо идти по другому пути, – считает декан философского факультета МГУ Владимир Миронов. – Я не вижу ничего страшного, если университеты открывают теологические факультеты, куда идут люди, которые хотят специализироваться в области теологии. Но вводить это в качестве общей дисциплины, да еще обязательной, странно. Если эта дисциплина будет предлагаться по выбору, как, например, у нас на факультете – другое дело. Мы хотим открыть Центр философской теологии, исследовательский центр, в котором будут читаться спецкурсы. Некоторые студенты могут эти курсы выбирать. Если речь идет об этом – это нормальная вещь. Главный вопрос в том, почему мы должны навязывать это всем? Почему теология должна читаться для всех? Это непонятно», – заключил Миронов.
«Самое опасное было бы, с моей точки зрения, если бы теологию ввели в качестве строки в госстандартах основных направлений – для филологов, историков, философов, – считает руководитель Учебно-научного центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров. – Так же, как сейчас в обязательном порядке изучаются история Отечества или философия. Следует все-таки не забывать, что теология – это конфессиональная дисциплина. Внеконфессиональная теология – проблематичная, дискуссионная сфера, которая сейчас вроде бы есть на Западе, однако я не уверен, насколько это соответствует нашим традициям. А вводить в качестве обязательной конфессиональную дисциплину – я думаю, что это противоречило бы принципу светского государства и светского образования. Вводить это как курс по выбору, например, теология или философия или опять же светская этика? Мне кажется, с этим не стоило бы торопиться», – добавил религиовед.
Поскольку на встрече 8 февраля Путин выступал как кандидат в президенты, а не действующий премьер, можно считать сделанные им заявления частью предвыборной программы. Той частью, которая касается взаимоотношений религий и государства и которая не нашла отражения в еженедельных понедельничных программных статьях. Таким образом, Путин пообещал, став президентом, способствовать тому, чтобы «одухотворение» молодого поколения пошло как через государственную систему образования, так и через сеть негосударственных школ и вузов, учрежденных религиозными организациями.
Как пишут, Путину была оказана бурная поддержка со стороны Патриарха, муфтиев и ламы. Возможно, восторженным настроением встречи объясняется широта жестов «наиболее вероятного» президента страны. Однако предвыборная горячка спадет, настанет время браться за дело – и тогда, возможно, прозвучавшие предложения будут подвергнуты коррекции. Не исключено, что и самим автором этих идей.