Каков сан, таков и почет.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Если бы у Патриарха, как у президента страны, полномочия ограничивались четырехлетним сроком, самое время было бы начинать подведение итогов и готовиться к новым выборам. Но по уставу РПЦ должность Патриарха пожизненна, и щекотливая процедура переизбрания ему не грозит: в отличие от мирских политиков он не обязан регулярно отстаивать мандат доверия избирателей и тем более отчитываться перед ними. Вместе с тем три года за штурвалом церковного корабля – знаковый рубеж, дающий повод не только для очередных торжеств, но также для анализа основных итогов, в том числе утраченных иллюзий и тех сюрпризов, которые успел преподнести Церкви и обществу Патриарх Кирилл.
Третий год его патриаршества оказался наиболее событийно насыщенным и может быть назван переломным. Наконец-то развернуты полномасштабные реформы РПЦ, которых от нового Патриарха давно ждали: прогрессисты – с энтузиазмом, а консерваторы – с опаской. И те и другие просчитались. Став Патриархом, ученик митрополита-филокатолика Никодима (Ротова) не бросился в объятия Рима, не перевел РПЦ на григорианский календарь и не отменил постные дни. Старый миф о Кирилле как идейном церковном «западнике» развеивается на глазах. И становится ясно, что это не реформатор-романтик, а политик, который руководствуется прежде всего реальными интересами, а не красивыми идеями.
Реформируя РПЦ, Патриарх Кирилл сосредоточил усилия на глубокой реорганизации церковно-административной системы, добиваясь от нее повышения управляемости и отдачи по всем показателям. При этом он проявил себя решительным и жестким руководителем, который не боится предпринимать весьма непопулярные шаги. Опираясь на укрепленный аппарат Патриархии, Кирилл, по сути, противопоставил себя остальной церковной корпорации, ибо его нововведения осложняют жизнь всему духовенству – от рядового священника до правящего архиерея, заметно увеличивают их должностные и финансовые обязанности.
Начатое Патриархом Кириллом в 2011 году разделение епархий вызвало глухой ропот у архиереев, лишаемых львиной доли приходов. А ведь три года назад они были делегатами Поместного Cобора, провозгласившего Кирилла Патриархом всея Руси... Архиерейский корпус – основа церковной «вертикали власти», и ущемлять его интересы Предстоятелю Церкви рискованно. Но у Кирилла все рассчитано. Сегодняшний епископат РПЦ, с одной стороны, инертен, разобщен и лишен действенных механизмов отстаивания своих интересов перед Патриархом и лояльным ему Синодом: как священники бесправны перед епископами, так и они – перед Патриархией. С другой стороны, назначая множество новых архиереев, Патриарх формирует преданную себе группу высшего духовенства, своеобразную духовную «опричнину», на которую может в случае чего положиться.
Безусловно, главным политическим вызовом для Патриарха Кирилла явилась общественная напряженность в связи с массовыми протестами по поводу фальсификации итогов парламентских выборов 2011 года. До этого в Патриархии сложилось удобное распределение ролей: глава ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) от лица РПЦ озвучивает респектабельную праволиберальную точку зрения, глава ОВЦО протоиерей Всеволод Чаплин – ультрарадикальную, а сам Патриарх избегает прямых высказываний по злободневным вопросам. Но на этот раз общество ждало именно его оценки. Обычно весьма скорый на слово, Кирилл отмалчивался дольше недели, а когда наконец прервал молчание, его выступление откровенно разочаровало. Оно лишний раз продемонстрировало, что вопреки притязаниям быть духовно-нравственным арбитром нации на деле РПЦ является элементом политической системы и твердо придерживается старого принципа: «Всякая власть от Бога».
К этому и свелся «месседж» патриаршей проповеди 17 декабря, построенной на противопоставлении ничтожной «человеческой правды, с маленькой буквы» и «правды Божией», освящающей «стабильность». Прием крайне сомнительный как логически, так и этически. Ведь правда не зависит от того, в сознании какого субъекта находится: либо это правда, либо ложь, третьего не дано, будь ты хоть сам Господь Бог. И как-то не по-божески поминать «Божию правду» для дискредитации «правды человеческой» – еще вопрос, какая из них при этом дискредитируется больше. Духовному пастырю XXI века негоже отрекаться от христианского гуманизма и забывать золотые слова Иммануила Канта: «Право людей – самое святое, что есть у Бога на земле». Если на выборах, как свидетельствуют в том числе наблюдатели-священники, имели место подтасовки, то есть попрание права и правды, то надо называть вещи своими именами, а не заниматься софистикой. Кстати, рассуждая о множественности правд, Патриарх Кирилл выступает с позиций постмодернизма, хотя сам частенько изобличает эту философию в беспринципности и аморализме.
Словно герой песни, который «и поныне за правду воюет», Кирилл вернулся к этой теме в новом, 2012 году, на открытии ХХ Рождественских чтений: «Мы не можем считать себя застрахованными от потрясений, кризисов и революций до тех пор, пока не будет сформировано нравственное поколение людей, которые будут способны┘ отличать добро от зла и правду от лжи». Только в контексте его декабрьской диалектики остается неясным: о какой именно правде идет речь на сей раз? В свою очередь, утилитарная трактовка нравственности как «страховки» от потрясений плохо стыкуется с┘ христианством, которое явилось как раз грандиозной нравственной революцией, до оснований потрясшей мир, причем не только духовно. Или Святейший считает, что в сегодняшней России христианские принципы реализованы в полной мере?
Едва ли случайность, что патриаршество Кирилла совпало с резкой активизацией антиклерикальных настроений. Если при его предшественнике доминировало в целом благожелательное отношение к РПЦ, то теперь произошел перелом, и протесты в адрес Церкви с самых разных сторон зазвучали все громче. Это и пикеты местных жителей против навязываемых им храмов-новостроек, и акции протеста сотрудников музеев против передачи РПЦ национальных памятников культуры, и острые антиклерикальные выступления большого числа общественных деятелей, экспертов, журналистов, блогеров┘
Не только политика, но также сама персона Патриарха Кирилла многих «вводит во искушение», и это уже литературный факт. Так, поэт Дмитрий Быков признался: «Я не люблю окурков и огарков,/ Собой изображающих народ./ И Патриархов в роли олигархов,/ И, Господи прости, наоборот». А драматург Владимир Голышев написал сатирическую пьесу «Лыжнег», которая очень популярна у интернет-аудитории. В основе сюжета – интрига с двойником, которого заводит Патриарх, чтобы чаще проводить время на горнолыжных курортах, причем функцию двойника выполняет заключенный. В итоге зэк, как евангельский благоразумный разбойник, попадает в рай, а тот, чьим двойником он был, – на зону, словно в некое чистилище. С помощью приема карнавализации автор показывает, что за социальными масками могут скрываться перевертыши.
Неудивительно, что кипучая деятельность Патриарха Кирилла провоцирует неоднозначную реакцию. В то же время не могут не вызывать сочувствия проблемы со здоровьем, с которыми все чаще сталкивается этот уже пожилой человек. 21 ноября 2011 года, в день своего 65-летия, Патриарху в очередной раз внезапно стало плохо, и было даже прервано торжественное богослужение в храме Христа Спасителя. «Я бы задумался на его месте, что он делает не так, если Бог останавливает его в храме, перед речью в день рождения», – записал в Twitter свидетель событий фотограф Митя Алешковский. Быть может, Патриарху Кириллу действительно стоило бы несколько «ослабить вожжи»? Место в истории ему и так уже обеспечено.