Патриарх Кирилл объявил, что Русская Православная Церковь окажет помощь греческому народу, который в последнее время столкнулся с экономическим кризисом. Для этого объявлен сбор средств во всех храмах Московского Патриархата.
Патриарх сообщил эту новость в беседе с Антониосом Самаросом, лидером греческой партии «Новая демократия». Эта оппозиционная партия недавно выступила с требованием снять обвинения с настоятеля афонского монастыря Ватопед игумена Ефрема Кутсу, которого подозревают в махинациях с недвижимостью. Игумен Ефрем осенью привозил в Россию пояс Богородицы, а по возвращении на родину был заключен под стражу. Московский Патриархат выступил в поддержку Ефрема.
Поэтому напрашивается мысль, что нынешняя благотворительная акция – своего рода демонстрация возможности оказать покровительство православной Греции, точнее, тем силам в этой стране, которые дружественны РПЦ. Богатая Россия – страдающим единоверцам... На сайте Синодального отдела по благотворительности и социальному служению РПЦ опубликован фоторепортаж об очередях в благотворительные столовые Элладской Церкви, о бездомных, побирающихся на улицах Афин.
Только вот непросто убедить российских граждан в том, что в Греции, стране Евросоюза, люди живут хуже, чем в российской глубинке. В этом смысле заявление Патриарха Кирилла прозвучало довольно неожиданно. Некоторые знают Грецию по приморским курортам, дороговизне в ресторанах, знают греков, танцующих сиртаки и пьющих узо в бесчисленных кабачках, в то время как убирают в гостиничных номерах и подают еду в ресторанах гастарбайтеры из Восточной Европы. Но большинство россиян видели Грецию только на красочных рекламных плакатах.
Насколько же нуждается Греция в подобной беспрецедентной акции РПЦ? Посмотрим на цифры. Сайт церковного отдела по благотворительности приводит данные по безработице в Греции – 17,5% работоспособного населения, 850 тыс. чел. Действительно, в России на сегодняшний день эта цифра составляет «всего» 7,6%, хотя в абсолютных числах выглядит более внушительно – примерно 5 млн. чел. Но если мы посмотрим по регионам, ситуация окажется более удручающей. В Туве этот показатель почти такой же, как в Греции, – 17,7%. Причем без всяких проблем еврозоны, без диктата европейских финансовых институтов сократить социальные расходы в обмен на многомиллиардные кредиты. В Ингушетии же безработица вообще охватывает почти половину взрослого населения.
Почему бы в первую очередь не помочь буддийской Туве и мусульманской Ингушетии? Все-таки это части нашей страны. Между прочим, в Европе кризис ударил не по одной Греции. В Испании уровень безработицы доходит до 40%. Но Испании никто не собирается помогать. Может быть, потому что Испания – католическая страна? Но где же тогда знаменитая «всемирная отзывчивость русской души»?.. Ведь особо отмечается, что при раздаче бесплатных обедов на благотворительных пунктах Элладской Церкви не делается различий между православными греками и мигрантами из стран Ближнего Востока.
Что же касается бедственного положения греческого народа, то сюжеты, подобные тем, которые приводит в своих фоторепортажах церковный отдел по благотворительности, граждане России наблюдают у себя в стране уже два десятилетия. Нищие, попрошайки, бездомные – все это не исчезает с улиц Москвы и других городов. Если в Греции кризис длится год, то у нас он перманентен и мы его воспринимаем как норму жизни.
Еще немного цифр. Минимальная зарплата в России составляет 4611 руб., то есть чуть больше ста евро. В Греции – 740 евро в условиях кризиса. В сообщениях СМИ говорится, что многие греки оказались в бедственном положении из-за набранных кредитов и покупки недвижимости. Думаю, этими фактами трудно разжалобить жителя российской провинции (да и столицы), подавляющее большинство которых о расширении жилищных условий могут только мечтать.
Жителям российской глубинки, многие из которых все эти годы кормятся со своих огородов, предлагают жертвовать в помощь народу далекой Греции. В то же время из провинциальных приходов раздаются голоса отчаяния рядовых священников, которые не могут содержать свои приходы: пожертвования ничтожно малы.
В трудные минуты РПЦ обращается за финансовой помощью к государству. Сейчас, например, Патриарх просит у московской мэрии на православные гимназии. Военное духовенство хочет получать хорошую зарплату, а не 7–8 тыс. руб., которые предлагает Минобороны России. Между прочим, греческое правительство в условиях кризиса приняло решение о сокращении зарплат священникам Элладской Церкви, которые одновременно работают на двух должностях (ведь за церковное служение им тоже платит государство), сообщает портал Седмица.ру. В ответ на протесты генеральный секретарь по делам религий Министерства образования и религиозных исповеданий Греции осудил духовенство за то, что оно во время кризиса думает «о сохранении своих привилегий». Таковы их нравы┘
Ну хорошо, пускай наша Церковь рассчитывает, что русские люди готовы отдать последнее нуждающимся гражданам курортной страны. Патриарх Кирилл говорил ранее, что РПЦ – идеальная структура для распределения благотворительной помощи. Тогда следует регулярно публиковать отчеты о состоянии благотворительных счетов и траншей в Грецию с указанием банков, через которые осуществляются операции, и имен ответственных лиц. В этом РПЦ может взять пример с неформальной российской оппозиции, отчитывающейся за перечисления на митинги. Иначе вся эта небезупречная затея Церкви будет выглядеть еще более сомнительно, чем на стадии первых заявлений.