Пока что самая значительная фигура из числа оппозиционеров, с которой удалось наладить контакт протоиерею Чаплину, – Алексей Навальный.
Фото Reuters
В общей атмосфере относительного спада оппозиционной активности после декабрьских митингов и ожиданий того, сколько же своих сторонников сможет вывести оппозиция на улицы 4 февраля, представители Московского Патриархата оказались в центре внимания. Ведь Церковь обещала посредничать между властью и оппозицией, и было интересно, какие формы примет этот процесс .
В середине января московский храм Святителя Николая на Трех Горах, настоятелем которого служит председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, посетили популярный блогер-оппозиционер Алексей Навальный и один из лидеров националистов Владимир Тор. Как сообщил сам Чаплин, с оппозиционерами у него состоялся «очень интересный и содержательный разговор». Беседовали около часа, «обсудили прошедшие митинги», в частности «Навальный рассказал о планах дальнейших действий» оппозиции.
19 января Чаплин участвовал в пресс-конференции, которая была посвящена теме создания в России политических партий христианской ориентации. Представитель Московского Патриархата вновь упомянул о своей встрече с оппозиционерами. Он заявил, что Навальный «достаточно серьезный, образованный человек, способный к диалогу», а «его репутация как «безумного фюрера» некорректна». Затем представитель РПЦ добавил, что вообще «стоит в большей, нежели сегодня, степени, развернуть диалог между различными политическими силами, между разными слоями».
В свою очередь, Алексей Навальный сообщил Интерфаксу, что на прошедшей встрече с Чаплиным они «обменялись взглядами и оценками перспектив развития» и в целом разговор был «познавательным и продуктивным», хотя при этом «ничего конкретного не обсуждалось».
В чем же тогда был смысл встречи на Трех Горах, состоявшейся, по словам Чаплина, по инициативе оппозиционеров? Можно предположить, что поводом к ней стала появившаяся незадолго до этого в Интернете видеозапись разговора двух участников оппозиционного оргкомитета по организации шествия 4 февраля Геннадия Гудкова и Владимира Рыжкова. Оппозиционные лидеры обсуждали возможность де-факто отстранить Навального и националистов от руководства акцией. В этой ситуации визит к представителю РПЦ вполне мог иметь целью показать наличие у Тора и Навального дополнительных вариантов для своей оппозиционной деятельности помимо участия в оргкомитете шествия 4 февраля.
Впрочем, озвученные на пресс-конференции 19 января планы протоиерея Чаплина куда шире, чем контакты с одной из общественных сил в лице Навального и националистов. По словам священнослужителя, «возникает новая стадия политической жизни в целом», характеризующаяся, судя по всему, усилением влияния Церкви на деятельность вообще всех политических партий. Подчеркивается, что представители всех общественно-политических сил сегодня идут на поклон к Церкви. По словам Чаплина: «Верующие люди есть во всех партиях и фракциях, включая КПРФ; среди либералов, правых и левых – и со всеми у нас есть особый контакт. В храме Святителя Николая на Трех Горах, где я служу, есть прихожане, относящие себя к «Яблоку» и «Правому делу», и представители «Единой России», и «Справедливой России», и Компартии. В храме появляются и Чуров, и Навальный».
Церковь играет в этой ситуации роль необходимого всем посредника. Хотя, возможно, планирует играть роль не только посредника, но и активного участника политического процесса. На это указывают сделанные 25 января на проходивших в Москве ХХ Рождественских чтениях заявления протоиерея Чаплина о том, что «Церковь будет присутствовать и в политике, и в экономике, и в государственном управлении» через инкорпорированных во все эти сферы жизни мирян. По его словам, «священноначалие... заинтересовано в том, чтобы православная общественность... максимально активно развивала свои труды в самых разных областях и проявляла свою активную позицию», при этом и миряне, и духовенство могут иметь разные политические позиции. Иначе говоря, возможна инкорпорация православных активистов в самые разные политические движения. При этом, по словам Чаплина, РПЦ «не готова встать на сторону одних против других в гражданском противостоянии».
Впрочем, планируется также создание сугубо православных партий. На пресс-конференции 19 января вместе с Чаплиным перед журналистами выступил Виктор Аксючиц, бывший в годы перестройки одним из лидеров партии «Российское христианско-демократическое движение» (РХДД), связанной с христианскими демократами на Западе. Еще в начале 2000-х годов Аксючиц оценивал перспективы христианской демократии в России крайне пессимистично. По его мнению, высказанному в интервью «НГР» в 2000 году, «в России нет социальной базы для многопартийности широкого среднего класса» (см. «НГР» от 12.04.00). Сейчас же, на фоне возросшей политической активности среднего класса, Аксючиц заявил, что «в России христианская партия не только возможна, не только необходима, но и имеет место, и нуждается лишь в легализации». 21 января на одном из православных сайтов появилось заявление оргкомитета Народной партии большинства, в который входит Аксючиц. «Инициаторы создания новой христианской партии – руководители Российского христианского демократического движения конца 80-х – середины 90-х годов», – говорится в документе.
Помимо христианских демократов в России формируется движение христианских социалистов. 21 января в интернет-блоге novayaideya.livejournal.com появилось сообщение о прошедшей в храме Святителя Николая на Трех Горах встрече с протоиереем Чаплиным инициативной группы новой партии (пока без названия), идеологией которой заявлен некий «синтез православия и нового социализма». Лидер этой инициативной группы – Никита Слепнев. Как сам Слепнев пишет в блоге на сайте «Эха Москвы», в сентябре 2011 года он покинул ряды «Справедливой России», где входил в центральный совет партии, возглавлял московское отделение ее молодежного движения «Молодые социалисты» и молодежное движение Союза сторонников «Справедливой России», сокращаемого до аббревиатуры СССР. Он признается, что покинул ряды эсэров из-за того, что «сегодня социализм и патриотизм стали чужды партии». 8 января с.г. Слепнев написал в своем блоге о том, что «выстраивать объединяющую идеологию нужно вокруг наших традиций, нашей истории, наших корней, наших традиционных морально-нравственных норм, вокруг социальной справедливости... нужно объединять людей вокруг веры в Бога, вокруг наших православных традиций». Стоит добавить, что 10 июля 2011 года возглавляемое Слепневым движение «ОСА» подписало соглашение о союзнических отношениях с православным движением «Народный Собор» – с целью, как указано на сайте «Народного Собора», «совместной борьбы за мирное преобразование России на основе ее традиционных духовно-нравственных ценностей и культуры».
21 января поступила еще одна заявка на создание православной партии. В этот день в Москве на площади перед гостиницей «Украина» прошел митинг «За Святую Русь!», организованный главой одной из агропромышленных подмосковных компаний Василием Бойко-Великим.
Участники митинга держали в руках имперские знамена и плакаты с лозунгами (большинство из которых, правда, были посвящены текущим проблемам компании Бойко-Великого).
На роль партии «десяти заповедей» претендует и уже существующее в России христианское общественное движение «Благодатная Россия». Правда, православным его назвать трудно – в программных документах движения прописано, что будущая партия должна «включать ценности христианской и исламской демократии, объединять представителей различных религий и неверующих». Здесь скорее речь о партии «христианских ценностей», которая намеревается «стремиться к осуществлению социально-религиозных идеалов» в общественно-политической жизни.
Прозвучавшее полмесяца назад заявление Чаплина сыграло роль спускового крючка – в России одна за другой пошли заявки на формирование православных партий. Ослабление контроля государства за легализацией общественных сил вызвало взрывную активность «политического православия» в разных вариациях.