В последнее время процесс поставления новых епископов стал напоминать конвейер.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Последнее в минувшем 2011 году заседание Священного Синода РПЦ 27–28 декабря стало одновременно первым, состоявшимся в фешенебельных апартаментах только что реконструированной резиденции на территории московского Свято-Данилова монастыря. Отныне синодалы будут заседать здесь, сюда же переезжает и центральный аппарат Патриархии: управление делами, административный секретариат, юридическая служба. Церковной бюрократии, за последние три года разросшейся в несколько раз, стал тесен подаренный Сталиным особняк в Чистом переулке, да и аляповатый купеческий стиль его интерьеров уже явно не соответствует нынешнему имперскому размаху «православного Ватикана», как все чаще называют теперь Московскую Патриархию. Поздравляя членов Синода с новосельем, Патриарх Кирилл отметил, что помещение было «капитально перестроено, остались только одни стены, даже фундамента не осталось» (в прежнем виде). Эти слова Предстоятеля Церкви глубоко символичны и могут быть отнесены не только к зданию новой штаб-квартиры Патриархии, но и к «архитектуре» РПЦ в целом, тоже претерпевающей ныне масштабную реконструкцию.
Синод продолжил политику превращения в митрополии старых епархий с выделением в их составе новых. Образовано одиннадцать дополнительных архиерейских кафедр в пределах шести регионов: Тульской, Архангельской, Новгородской, Тверской, Новосибирской областях и в Республике Башкортостан. Для замещения появившихся вакансий назначено семь епископов, другими новыми епархиями пока поручено управлять главам новоявленных митрополий. Таким образом, кадровое обеспечение не поспевает за стахановскими темпами епархиальной реформы РПЦ, хотя в последние месяцы процесс поставления епископов стал напоминать конвейер и почти на каждой патриаршей литургии совершается архиерейская хиротония. При этом массовый «архиерейский призыв» Патриарха Кирилла сопровождается кадровой чехардой, и многие новые назначенцы, порой даже не успев получить епископского посвящения и прибыть в свою епархию, уже подвергаются неожиданным рокировкам.
Примечательно, что в церковных документах ставшие центрами новых епархий города с советскими названиями переименованы по дореволюционному образцу (как ранее Ульяновск и Киров): Куйбышев в Новосибирской области – в Каинск, Энгельс – в Покровск, Пугачев – в Николаевск. Сподвижнику Емельяна Пугачева Салавату Юлаеву почему-то повезло больше, и город его имени оказался центром Салаватской епархии. А чего стоит словосочетание «Каинский епископ»┘ Между тем советские названия ряда российских городов сохранены не случайно, а по волеизъявлению большинства жителей. И переименовывая их по своей прихоти, руководство РПЦ не просто создает некую параллельную топонимическую реальность, но также демонстрирует неуважение к гражданам.
По всей видимости, текущая епархиальная реформа не в последнюю очередь обусловлена финансовыми факторами. Содержание разбухших бюрократических структур Патриархии, а также реализация многочисленных амбициозных проектов нынешнего Предстоятеля РПЦ требует значительного увеличения церковного бюджета. Доходы и расходы Церкви принципиально не афишируются, хотя не секрет, что в последнее время появились новые источники регулярных поступлений, как, например, рента с эндаумент-фондов или с заметно приумножившейся церковной недвижимости. Но никто не намерен отказываться и от традиционной основы бюджета РПЦ – денежных отчислений с епархий. Более того, Патриарх Кирилл не раз указывал на необходимость повышения финансовой дисциплины епархиальных управлений и эффективности материальной отдачи с их стороны. Ясное дело, что собирать подать с трех-четырех архиереев вместо одного в каждом регионе гораздо эффективнее, да и отчетность контролировать проще.
19 декабря, обращаясь к слушателям проходивших в Москве курсов повышения квалификации для недавно избранных епископов, Патриарх Кирилл назвал открытие новых епархий долгосрочными «инвестициями» Церкви: «В каком-то смысле создание новых епархий – это духовная и интеллектуальная инвестиция, которую Церковь осуществляет в жизнь своего народа в тех местах, которые обойдены всякими инвестициями. У нас вкладывают деньги туда, откуда быстро придет прибыль. А вы начинаете свое служение там, куда деньги обычно не вкладывают, а если вкладывают, то очень незначительно. Церковь должна быть первой в этом деле». Показательно, что после аллегорической фразы о «духовных инвестициях» Патриарх перешел к рассуждениям о реальных деньгах и прибыли. А затем подчеркнул: «То, что мы сейчас делаем, – это действительно инвестиции, потому что начать епархиальную жизнь – это вложить не только свой разум, силы, энергию, но и материальные средства».
Еще бы, ведь каждой архиерейской кафедре полагаются епархиальное управление, канцелярия, бухгалтерия, резиденция епископа (желательно городская плюс загородная) с полным штатом прислуги, автомобиль представительского класса с водителем и т.д. и т.п. Правда, с сокращением размеров епархий снижается и статус епископов, но едва ли это заставит их отказаться от подобающих «князю Церкви» привилегий, скорее наоборот, они приложат все усилия, чтобы жить не хуже, чем раньше. Тем более что и пример начальства не располагает к сугубой скромности. Только вот бремя всех этих затрат ложится не на епископов и не на Патриархию, а на рядовых священнослужителей, которым и без утроения числа архиереев все труднее сводить концы с концами.
В конце года было обнародовано открытое письмо Патриарху Кириллу клириков Самарской епархии, где сообщается: «Наш владыка Сергий (архиепископ Сергий (Полеткин). – «НГР»), предчувствуя потерю части епархии, потребовал закрыть годовые налоги еще в ноябре┘ А на последнем епархиальном собрании объявил, что, так как Патриархия увеличила ему налог в пять раз, он увеличивает нам годовой налог в два, а кто недоволен, тому в три раза┘ У нас нет больше сил! Мы хуже крепостных, мы просто жалкие рабы». Вскоре после этого на сайте Патриархии появилось сообщение о решении Совета Саранской митрополии сохранить отчисления со своих приходов на прежнем уровне. Учитывая, что митрополит Саранский Варсонофий (Судаков) – управделами Патриархии, эта новость выглядит как пиар-ход в ответ на письмо из Самары. Но повсеместную реальную ситуацию лучше отражает именно это письмо.
Епархиальная реформа, призванная повысить управляемость и финансовую отдачу на местах, может обернуться противоположными результатами. Столичным кабинетным прожектерам трудно осознать реальные проблемы российской глубинки, которая может попросту надорваться под растущим административно-финансовым гнетом. В отдельных епархиях директивы Патриархии саботируются как фактически невыполнимые. Что будет дальше – бог весть. Но некоторые результаты уже налицо. Многие священники не справляются с платежами, подвергаются наказаниям и теряют свои места. Им твердят: если у вас бедные приходы, ищите спонсоров. Но спонсоров на всех не хватает, притом они готовы тратить деньги лишь на зримые дела, а не на содержание церковных функционеров. В итоге священников-молитвенников и священников-«идеалистов» на всех уровнях вытесняют прагматичные священники-менеджеры. Церковь стремительно обмирщается.