0
1356
Газета События Интернет-версия

21.12.2011 00:00:00

Медвежья грация Патриархии

Тэги: рпц, церковь, митинг, протест


рпц, церковь, митинг, протест Позиция официоза Русской Православной Церкви считается "охранительной".
Фото Reuters

Середина декабря, как и год назад, оказалась напряженным временем для Русской Православной Церкви. От священнослужителей снова потребовалось занять позицию по отношению к общественным протестам. Патриарх Кирилл воздерживался от заявлений в этом году еще более длительное время, чем в прошлом, и в создавшейся ситуации неопределенности обнаружилось, что внутри самой Церкви существуют группы с самыми разными интересами и соответственно оценками событий.

Декабрьские выступления несогласных в Москве в этом году оказались гораздо более массовыми и репрезентативными по отношению к составу общества, чем год назад. Если 11 декабря 2010 года на Манежную площадь вышло около 5 тыс. футбольных фанатов, то 10 декабря с.г. на Болотной площади было 25 тыс. граждан, от активистов различных политических движений до студентов, хипстеров и даже представителей светской тусовки. Однако если в 2010 году Патриарх озвучил свою позицию спустя три дня после событий, то в этом году – 17 и 18 декабря, через семь дней после многотысячного митинга на Болотной площади.

Вот что сказал Патриарх Кирилл 17 декабря в проповеди в храме Христа Спасителя: «Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями (намек на использование Facebook и Twitter для мобилизации граждан на митинги. – «НГР»). Ими пользуются все, кто отстаивает свою человеческую правду. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, где снова проливается кровь». Глава РПЦ призвал «не повторять ошибки тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа», когда призывам к переменам «поддавались и миллионы людей шли куда-то вопреки своей воле – только потому, что кто-то связывал с этим выбором их счастье». Эта речь с вполне ясными отсылками к арабским революциям, поддерживаемым Западом, была расценена всеми как «охранительная», направленная против уличных манифестаций. Однако 18 декабря в слове Патриарха после литургии в Богоявленском соборе Ногинска появились новые мотивы: «Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог».




То ли очередь в храм, то ли митинг. Все перепуталось...
Фото РИА Новости, Reuters

Затянувшуюся паузу Предстоятеля РПЦ можно объяснить отсутствием четких сигналов со стороны Кремля, пытавшегося определиться в позиции по отношению к небывало массовым протестам, к вышедшим на улицы представителям ранее аполитичного городского среднего класса. 15 декабря (спустя пять дней после митинга на Болотной) премьер-министр Владимир Путин в ходе телевизионной прямой линии так выразил свое мнение о протестах: «Что касается ленточек и цветных революций... Это наработанная схема дестабилизации общества». «Людям, которые вышли на площадь, я знаю, там даже денежки небольшие платили», – сказал Путин и добавил: «Часто люди сталкиваются с несправедливостью, и на это тоже можно и нужно реагировать. Но позволить себя втянуть в какие-то схемы по дестабилизации общества – вот это, мне кажется, неправильно, недопустимо». С этими заявлениями созвучны сказанные двумя днями позже слова Патриарха о том, что необходимо «остановить народ наш от действий, которые могут разрушить жизнь людей». Предстоятель РПЦ в храме Христа Спасителя также говорил о том, что у жителей нашей страны есть основания быть недовольными властью, но это не повод для требований о ее смене: «Не нужно сетовать на неправильность ведения дел в государстве, когда именно от сердца человеческого исходят злые помыслы, реализующиеся в коррупции, в преступности, в бездушном отношении чиновников, в высочайшем градусе конфликтности и конкурентности в отношениях между людьми».

Однако на прошедшей днем 17 декабря встрече с активом партии «Единая Россия» в подмосковных Горках президент Дмитрий Медведев дает несколько иную оценку происходящих событий: «Мы все анализировали, что происходило, что думали люди, которые выходили на улицы для того, чтобы высказать свое отношение к выборам, к власти. Я... считаю, что не надо упрощать. Улица – это, конечно, не Госдепартамент Соединенных Штатов Америки. Улица – это настроения наших людей, и власть должна об этом ответственно и прямо сказать: это их настроения». Признавая, что массовые митинги отражают недовольство жителей страны, а не действия «наймитов Запада», Медведев говорит: «Вопрос, на мой взгляд, сегодня в другом. Вопрос в том, что произошел некий разрыв во взаимоотношениях одних социальных групп с другими. Вот это власть... должно волновать больше всего. Вот этого межчеловеческого разрыва мы допустить не должны». Днем спустя Патриарх говорит в подмосковном Ногинске о том, что «власти должны с большим доверием отнестись к людям, содействовать диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий – с тем чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей».

Пауза, взятая светскими и духовными лидерами России для формулирования своей позиции по отношению к протестам, позволила привлечь внимание к оценкам, высказывавшимся менее статусными представителями общественности – в том числе церковной. И выяснилось, что за прошедший год активность последней только возросла. В блогах и на интернет-сайтах различные православные деятели высказывались по поводу протестов достаточно откровенно. Кто-то писал про «попавшихся на удочку антироссийской пропаганды» людей, вышедших на Болотную площадь в угоду американскому сенатору-«ястребу» Джону Маккейну (клирик Ивановской епархии игумен Виталий (Уткин) в своем аккаунте igumen_Vitaly в Twitter), кто-то говорил про «собрания, протестующих... не без участия западных спецслужб» (митрополит Рязанский и Михайловский Павел (Пономарев) в видеоинтервью, появившемся 15 декабря на YouTube). Звучали даже призывы к «благословению в случае необходимости внутренних войск на подавление мятежа» (клирик Ивановской епархии игумен Виталий (Уткин) в своем аккаунте в Twitter) и фразы «ОМОН, дави их!» (молдавский мирянин Владимир Букарский в своем Живом Журнале bukarskii.livejournal.com). Кто-то сравнивал митинг на Болотной с гей-парадом (московский блогер Кирилл Фролов, эту тему затем многократно поминали и Уткин с Букарским). С другой стороны, популярнейший в православных кругах и входящий в Патриарший совет по культуре РПЦ фронтмен группы «Алиса» Константин Кинчев 9 декабря заявил на своем концерте в Самаре, видеозапись которого затем появилась на YouTube: «Хотим мы, чтобы нами управляли жулики? Хотим мы, чтобы выборы были переделаны и стали честными? Сегодня на эти вопросы может ответить только улица. Чтобы из нас не делали общество глухонемых, нужно принимать решения.


В руках у митингующих на Болотной встречались и такие плакаты.
Фото Ридус

Время, видимо, пришло». Даже посетивший митинг на Болотной в качестве наблюдателя глава пресс-службы Патриарха протоиерей Владимир Вигилянский писал 10 декабря на сайте «Православие и мир», что «на площади царило радостное и приподнятое настроение... такое же, какое я видел... в очереди к поясу Пресвятой Богородицы за две недели до этого», а также о том, что на митинге было немало прихожан его храма. Протодиакон Андрей Кураев тогда же назвал на «Православии и мире» митинг на Болотной «школой становления гражданской ответственности и у народа, и у власти». Эти разногласия в оценке протестов привели к публичным спорам в блогосфере. Кирилл Фролов в своем Живом Журнале назвал протодиакона Кураева «адвокатом дьявола» и риторически вопрошал: «Что это – глупость или измена?!» Также, по мнению Фролова, «на Правмире (сокращенное название сайта «Православие и мир». – «НГР») существуют оранжистские настроения». Игумен Виталий (Уткин) даже опубликовал в своем Twitter открытое письмо к «московским священникам и мирянам, особенно с «Правмира», которые поддержали революцию (то есть уличные протесты граждан. – «НГР»)». «Отцы, братья и сестры – вы действуете в интересах США против своей страны... Одумайтесь!» – взывал к московской православной общественности ивановский клирик. В свою очередь, редактор «Православия и мира» Анна Данилова в своем Живом Журнале ann-d.livejournal.com обвинила Фролова в том, что он «лжет и клевещет», уведомив оппонента также о том, что в дальнейшем в публикациях на редактируемом ею сайте ему будет отказано. Так что священноначалие РПЦ вынуждено было учесть разницу мнений среди своей политически активной паствы и старательно искать максимально взвешенную позицию – между однозначным осуждением и одобрением уличных протестов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1879
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3892
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2394

Другие новости