Город Тараз на юге Казахстана пережил 12 ноября свое «11 сентября» – в центре города прогремел мощный взрыв, звучала стрельба, улицы были перекрыты полицией. По телевидению каждые 40 минут повторялось обращение главы администрации области, заверявшего жителей, что «оснований для паники нет» и «город находится под контролем». Позже в тот же день на брифинге в Астане заместитель генерального прокурора Казахстана Нурмаханбет Исаев рассказал о случившемся: «Гражданином Кариевым 1977 года рождения, являющимся приверженцем джихадизма, совершен ряд особо тяжких преступлений, приведших к гибели семи человек, в том числе пяти сотрудников правоохранительных органов». К расследованию уголовного дела, возбужденного по статьям «Убийство двух и более лиц» и «Терроризм», приступила межведомственная следственно-оперативная группа во главе с министром МВД Калмуханбетом Касымовым. По сообщению пресс-службы МВД Казахстана, «на усиленный вариант несения службы переведены полицейские гарнизоны Жамбылской и Южно-Казахстанской областей и города Алматы».
Согласно официальному сообщению Генеральной прокуратуры Казахстана, утром 12 ноября 34-летний Кариев застрелил двух сотрудников департамента Комитета национальной безопасности по Жамбылской области, осуществлявших наружное наблюдение за исламистом. Затем он совершил нападение на оружейный магазин, убив при этом охранника и смертельно ранив случайного посетителя. Завладев двумя карабинами и патронами к ним, Кариев расстрелял на улице полицейскую машину и забрал у двух убитых полицейских табельное оружие (автомат Калашникова и пистолет Макарова). Заехав домой, преступник забрал там гранатомет РПГ-26 и из него произвел выстрел в здание областного департамента Комитета национальной безопасности, сопроводив его выстрелами из огнестрельного оружия. Уже скрываясь с места преступления, он ранил двух сотрудников конного полицейского патруля. Вскоре Кариева настигли сотрудники отдельного батальона дорожной полиции. В перестрелке казахстанский Рэмбо получил ранение и при попытке его задержания осуществил подрыв на гранате, погиб и пытавшийся задержать его капитан полиции.
Выступления исламистов становятся в последнее время для Казахстана печальной реальностью. 31 октября в городе Атырау рядом со зданиями областной администрации и прокуратуры прогремело два взрыва, ответственность за которые затем взяла на себя ранее неизвестная организация «Джунд аль-халифат» («Солдаты халифата»). 9 ноября официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет Суиндиков на брифинге признал, что «следствием подтверждена причастность организации «Солдаты халифата» к атырауским взрывам». По его словам, «данная террористическая группа сформировалась в 2009 году под воздействием джихадистских идей, в том числе ликвидированного на Северном Кавказе известного экстремистского пропагандиста Саида Бурятского».
14 ноября в столице Казахстана пошло межведомственное совещание по вопросам борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом, на котором председательствовал президент Нурсултан Назарбаев, призвавший казахстанцев к бдительности и пообещавший «подавить любое проявление терроризма» в будущем.
При кажущейся эпизодичности теракты в Казахстане наводят на мысль о том, что международные сети экстремистов отрабатывают на постсоветском пространстве тактику, которая уже применялась террористами, например, в Мумбаи и Нальчике. Террористы показывают, что даже минимальными силами можно повергнуть в ужас целый город. В Таразе мы наблюдали апофеоз этой тактики. Оказывается, маленький город может фактически захватить один человек. В последнее время эксперты говорят о том, что террористы планируют захват маленького провинциального города – или даже нескольких одновременно – в России. Возможно, джихадист-одиночка в Казахстане отрабатывал для единомышленников приемы такого теракта.