Патриарх Кирилл приехал поддержать не только Антиохийского Патриарха Игнатия IV, но и пошатнувшийся режим Башара Асада.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил визит в пределы Антиохийского Патриархата, прежде всего в Сирию, уже восемь месяцев охваченную кровопролитными столкновениями и находящуюся практически в полной международной изоляции. 12 ноября, в тот же день, когда глава РПЦ прибыл в Дамаск, на экстренном заседании министров иностранных дел арабских государств в Каире было приостановлено членство Сирии в Лиге арабских государств (ЛАГ). Главный редактор египетского журнала «Ас-Сияса аль-Мысрия» («Египетская политика») Айман Самир отметил в комментарии РИА Новости, что это «решение ЛАГ можно сравнить с объявлением войны Сирии, поэтому оно еще хуже, чем то, которое было принято несколько месяцев назад в отношении Ливии», членство которой в ЛАГ было приостановлено в феврале с.г. За этим, как известно, опять же по просьбе ЛАГ к ООН «закрыть небо над Ливией для военных самолетов», последовала воздушная операция НАТО, официально завершившаяся 31 октября. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен тогда отметил, что у организации «нет намерений вторгаться в Сирию», но, как отмечает Самир, такие планы могут появиться после заявления генсека ЛАГ о том, что Лига намерена «обратиться к гуманитарным организациям для защиты сирийского населения».
Поездка Предстоятеля РПЦ формально оправдана посещением братского Антиохийского Патриархата. Еще в феврале 2010 года Патриарх Кирилл заявил, что в соответствии с традицией как новоизбранный Патриарх он должен будет нанести визит в Антиохийский Патриархат, в Сирию и Ливан. Однако первоначально запланированный на ноябрь 2010 года визит не раз откладывался. То, что он состоялся на фоне крайнего обострения ситуации в Сирии, вряд ли случайность. «Патриарх едет в этот регион с миссией в том числе миротворца. Скорее всего он будет призывать к диалогу между всеми сторонами общественной жизни Сирии, с тем чтобы вернулась в эту страну политическая стабильность», – сообщил Интерфаксу 11 ноября секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук. По его словам, «из примеров Египта и других стран, в которых прошла так называемая арабская весна, видно, что в первую очередь страдают меньшинства, которыми там являются в основном христиане, и нельзя допустить, чтобы христианские общины прекратили существование или дискриминировались» в Сирии. Правда, днем позже сам Патриарх, будучи уже в Дамаске, заверял, что «его миссия – не политическая и не дипломатическая». Все же заметим, что вояжу Патриарха Кирилла в Дамаск предшествовала мощная информационная кампания РПЦ в защиту христиан, подвергающихся гонениям в странах, охваченных «арабской весной».
Есть основания полагать, что и в самой Сирии приезд Московского Патриарха расценили как свидетельство поддержки со стороны России. У кафедрального Успенского собора Дамаска гостя из Москвы встречала группа сторонников президента Сирии с сирийскими флагами и портретами Башара Асада. Сирийцы скандировали: «Спасибо, Россия!» Ранее Патриарх уже не раз играл роль посредника в отношениях со странами, с которыми Кремль либо не поддерживает отношения (Грузия), либо ухудшил таковые (Украина).
13 ноября Патриарха Кирилла принял президент Башар Асад, в ходе беседы глава государства подчеркнул, что визит Патриарха «будет способствовать укреплению отношений между нашими странами». «Мы знаем, что Россия с самого начала твердо стояла на защите интересов арабских народов», – отметил Башар Асад. Днем ранее с Патриархом беседовал премьер-министр Сирии Адель Сафар. Интерфакс отмечает слова Сафара о необходимости «вместе с Россией противостоять росту экстремизма под религиозными лозунгами», в котором он видит причину волнений в стране. По сообщению официального сирийского информ- агентства Sana, Патриарх Московский и премьер-министр «обсудили заговор, направленный на подрыв ее безопасности, стабильности и национального единства; премьер Сафар объяснил (Патриарху Кириллу. – «НГР») природу этого заговора и рассказал ему о преступлениях, совершенных вооруженными террористическими группами» (так официальные власти Сирии именуют участников антиправительственных выступлений).
Тему «иностранного заговора» продолжил на встрече с Патриархом Кириллом 13 ноября верховный муфтий Сирии Ахмед Бадр эд-Дин Хассун. По словам муфтия, план Запада состоит в том, чтобы «освободить этот регион от христиан и дать власть религиозным экстремистам». «И если они осуществят свои планы здесь, они обязательно направятся к вам – Чечня, Таджикистан... Если Сирия распадется, то сразу процесс переметнется в Турцию, а затем уже будет двигаться по направлению к России. Это план создания так называемых государств по религиозному принципу, к осуществлению которого стремится НАТО», – убеждал гостя из Москвы лидер сирийских мусульман-суннитов.
Асад говорит с Патриархом Кириллом. Но подразумевает – с Россией. Фото Reuters |
О вмешательстве извне говорил также мелькитский (греко-католический) Патриарх Григорий III. В интервью сирийскому телевидению 12 ноября он заявил, что то, что «мы видим изо дня в день, доказывает правоту слов президента Башара Асада по поводу иностранного вмешательства» в дела Сирии. По его словам, США поддерживают «боевиков» в Сирии в их противостоянии действующей власти, которая на самом деле готова к диалогу. В тот же день православный Патриарх Антиохийский Игнатий IV отметил в интервью агентству Синьхуа, что христиане Сирии предпочитают существующий режим Башара Асада «неизвестному будущему». Ранее, 21 октября, он уже говорил в интервью ливанскому радио VDL о том, что «опасается изменений в Сирии» и хотел бы сохранения существующего порядка, при котором «ничего не было совершено против христиан за 30 последних лет». Первым из христианских лидеров Сирии об угрозе последователям Христа в случае прихода к власти в этой стране радикальных исламистов сказал маронитский (католический) Патриарх Бешар Бутрос Рай. Одним словом, власти Сирии задействовали в полной мере авторитет духовных лидеров страны. Но и в пользу повстанцев действует мощный религиозный фактор.
12 ноября, когда разгоряченные толпы сирийцев отправились громить иностранные посольства в Дамаске, первой их жертвой стало посольство Катара. Дело, видимо, не только в том, что именно премьер-министр и глава МИД Катара шейх Хамад бен Джасем призвал к экстренному созыву заседания Лиги арабских государств и к временному исключению из нее Сирии. Роль этого маленького государства в Персидском заливе в мусульманском мире велика из-за того, что именно там живет и оттуда через спутниковый канал «Аль-Джазира» проповедует сотням миллионов мусульман шейх Юсуф аль-Кардави, которого часто называют «глобальным муфтием». 25 марта с.г., спустя всего 10 дней после начала первых беспорядков в Сирии, он опубликовал обращение к сирийскому народу с призывом «присоединиться к революции и довести ее до победного конца». 20 июня возглавляемый им Международный совет исламских ученых официально обратился к «мусульманским народам, ученым, мыслителям и правителям» с призывом «поддержать сирийский народ, восставший против несправедливости и тирании». Проповеди и фетвы-постановления шейха аль-Кардави сыграли немаловажную роль в других арабских революциях (см. «НГР» от 16.03.11). В ночь на 22 февраля в эфире «Аль-Джазиры» он обнародовал свою фетву: «Любой солдат или иной житель Ливии, имеющий возможность застрелить Каддафи, должен сделать это». После того как 20 октября ливийский лидер был убит повстанцами в Сирте, его родное племя аль-каддафа возложило ответственность за это преступление на аль-Кардави. Дамаск осознает важную роль этого суннитского лидера в происходящих на Ближнем Востоке катаклизмах. 14 ноября в российских СМИ появилось интервью с шейхом аль-Кардави, в котором он вслед за упоминанием свергнутых Зин аль-Абидина бен Али в Тунисе, Хосни Мубарака в Египте, Муаммара Каддафи в Ливии говорит, что «тем же дело кончится и в отношении клана Асада в Сирии».
Так духовные лидеры христиан и мусульман, несмотря на заявления о солидарности между собой и миролюбивой природе авраамических религий, не избежали раскола на политические группировки, поддерживающие те или иные блоки стран в процессе глобальных перемен последнего времени.