Массовый намаз во дворе парижской пожарной части, выделенной под праздничное богослужение.
Фото Reuters
В ближайшее воскресенье, 6 ноября, мусульмане будут отмечать Курбан-байрам – один из главных исламских праздников. В этом году правительство Москвы заявило о готовности жестко регулировать его проведение и избежать, в частности, жалоб о жертвенном забое животных прямо на улицах, поступавших в мэрию год назад (см. «НГ» от 22.11.10). В документе, размещенном 12 октября с.г. на сайте Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы, горожан заверяют, что «предпринимаются меры по упорядочению и минимизации публичности ритуала жертвоприношения животных во время проведения праздника Курбан-байрам – верующие, желающие совершить жертвоприношения, могут заранее оформить заказ жертвенного животного на территориях московских мечетей». Собственно «торжественные богослужения пройдут в мечетях в Выползовом переулке (временный молельный зал), на Большой Татарской улице, на Поклонной горе и на улице Хачатуряна». «Кроме того, в этом году верующим по их заявкам оказывается содействие в проведении праздничных богослужений вне мечетей. Так, часть мусульман встретит праздник в Южном Бутове и в Культурно-выставочном центре «Сокольники» (павильон № 4)», – сообщают чиновники.
Организация мест для богослужений вне культовых зданий имеет целью разрешить другую проблему, возникающую в последние годы в Москве во время крупных мусульманских праздников – уличные намазы десятков тысяч мусульман в окрестностях Соборной мечети на проспекте Мира. Число молящихся рядом с мечетью с каждым годом возрастает. Год назад во время Курбан-байрама на тротуарах, газонах и даже на проезжей части совершали намаз 70 тыс. человек, и сложно даже предположить, сколько будет в этом году, учитывая недавний снос исторического здания московской Соборной мечети.
Проблема «асфальтных намазов» не является сугубо российской – весьма остро стоит она и в Европе, прежде всего во Франции, где проживают 5–6 млн. иммигрантов из Северной Африки. Массовые богослужения мусульман под открытым небом регулярно совершаются в Париже, Марселе и Ницце, где сосредоточены самые крупные диаспоры магрибинцев. Между тем нельзя сказать, что во Франции не строят новые мечети. 17 мая с.г. министр внутренних дел и иммиграции Клод Геан отметил во время своей пресс-конференции в Тунисе: «Во Франции есть 2 тысячи мечетей, из которых тысяча построена или открыта в течение последних двух лет». В России мечетей больше (около 7 тыс.), но абсолютное большинство из них находится в местах традиционного проживания мусульман на Северном Кавказе, в Поволжье и Приуралье, тогда как во Франции они массово строятся именно в местах проживания иммигрантов. Тем не менее, несмотря на массовое строительство мусульманских культовых зданий, «асфальтные намазы» продолжаются. Далиль Бубакер, имам Большой мечети Парижа и глава Совета французских мусульман, заявил в интервью газете France Soir 28 июня 2010 года, что «число мечетей должно удвоиться, достигнув цифры в 4 тысячи». Ведь число правоверных с паспортами Пятой республики растет – согласно опубликованному 1 августа с.г. в газете La Croix исследованию Французского института общественного мнения, 25% живущих в стране мусульман регулярно посещают пятничные богослужения. Для сравнения – среди французов-католиков лишь 5% ходят на все воскресные мессы, в связи с чем исламу уже предрекают будущее «первой религии Франции».
11 марта с.г. Национальная ассоциация Большой мечети Парижа и еще ряд мусульманских организаций обратились к Католической Церкви Франции с официальным предложением предоставить возможность совершать пятничные мусульманские богослужения в пустующих, по мнению мусульман, католических храмах. Интересно, что российские мусульмане первыми высказали такую идею – в прошлом году. Так, 14 сентября 2010 года имам московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов отметил в интервью изданию «Metro Москва», что «мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере». Об этом же 27 сентября 2010 года информагентству Интерфакс-религия заявил председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман азиатской части России (входящего в Совет муфтиев России) Фатых Гарифуллин: «У нас намечается праздник Курбан-байрам. В эти дни народу будет очень много. Поэтому я хотел, если позволят, допустить мусульман в церковь и намаз прочитать».
Напомним, что количество требуемых российским мусульманским духовенством мечетей называется разное. 12 октября с.г. «Немецкая волна» процитировала имама Исторической мечети Москвы Рамиля Садекова: «Чтобы все мусульмане могли прийти в мечеть помолиться, в Москве должно быть не менее 10 мечетей, каждая вместимостью до 5 тысяч человек». Похожую цифру называл годом ранее в интервью изданию «Metro Москва» лидер ныне ликвидированного Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов. По его мнению, необходимо «15 мечетей вместимостью по 3–5 тысяч молящихся». По другой оценке, которую 14 октября 2010 года в эфире «Русской службы новостей» озвучил имам Мемориальной мечети Москвы Шамиль Аляутдинов, мусульманам столицы необходимо «100 мечетей в разных районах города вместимостью от 5 до 10 тысяч человек».
И во Франции, и в России растущее недовольство граждан уличными намазами берут на вооружение политики националистического толка. 18 октября с.г. в видеоблоге члена Высшего церковного совета Русской Православной Церкви протоиерея Димитрия Смирнова появилось интервью с лидером «Родины–КРО» Дмитрием Рогозиным, в котором политик отметил: «То, что происходит у нас на проспекте Мира во время мусульманских праздников, становится невозможным... Огромная масса людей, подчиненных своему мусульманскому священнику. Это демонстрация силы». В декабре 2010 года на митинге в Лионе лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен сравнила «асфальтные намазы» с оккупацией Франции немцами в годы Второй мировой войны. «Конечно, это происходит без танков и солдат, но тем не менее это оккупация, и она угнетает местных жителей», – считает Ле Пен.
В итоге власти Франции, признав неэффективными предпринимаемые ими до этого меры, предпочли законодательно запретить богослужения на улицах, предоставив возможность мусульманам в дни праздников молиться во вместительных зданиях, ранее занимаемых пожарными или военными частями. Запрет вступил в силу 16 сентября с.г. В России варианты решения проблемы «асфальтных намазов» также озвучены – 24 октября с.г. фракция ЛДПР в Госдуме внесла законопроект, предлагающий в случае совершения богослужений вне культовых зданий или специально отведенных помещений «осуществлять это в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, то есть с предварительным уведомлением и согласованием времени и места проведения с местными органами власти». Авторы закона не говорят напрямую о мусульманах, но достаточно прозрачно описывают уличные намазы на проспекте Мира: «Совершение молитвенного обряда во время празднования крупных религиозных праздников, сопряженных с большим количеством верующих┘ что приводит к несанкционированному перекрытию транспортных и пешеходных потоков, к резкому увеличению плотности потоков, на подходах к месту проведения молитвенного обряда┘ вызывает в обществе социальную напряженность на религиозной почве». Впрочем, внесенный депутатами закон вряд ли будет рассмотрен до празднования ближайшего Курбан-байрама, и неизвестно, будет ли принят вообще.
19 октября с.г. в онлайн-конференции на сайте Lenta.ru мэр Москвы Сергей Собянин на вопрос «Будут ли построены новые мечети?», ответил, что «пока таких проектов нет». О том, как будет решаться вопрос с уличными богослужениями во время Курбан-байрама, градоначальник сказал: «Мы предоставляем им площади на стадионах или других спортивных сооружениях». Видимо, мэр имел в виду выставочный центр «Сокольники». Первое богослужение в павильоне № 4 Культурно-выставочного центра «Сокольники», вмещающем до 6 тыс. человек, совершил 30 августа с.г. на праздник Ураза-байрам муфтий Москвы и Центрального региона России в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов. 18 октября с.г. он заявил о планах совершения в этом павильоне богослужения и на Курбан-байрам. Идея организовать намаз на стадионе пока не реализована.
Рискнем высказать свои предположения, основанные на простых расчетах. Намазы в окрестностях Соборной мечети проходили и в 1990-е годы, но впервые верующие заняли улицы только в 2007 году. В 2008 году на Ураза-байрам к Соборной мечети пришли 25–30 тыс. человек. В 2010-м - уже 55–60 тыс. Нетрудно подсчитать, что строительство мечетей в других районах столицы в лучшем случае оттянет только годовой прирост числа молящихся на проспекте Мира, да и то не всю эту массу новых прихожан. В худшем – создаст аналогичную ситуацию с уличными намазами в каждом округе и в каждом районе столицы, на порядок усилив уже существующее среди москвичей недовольство, обострив и без того сложную после прошлогодних событий на Манежной площади межнациональную ситуацию.