В разгар предвыборной кампании в Госдуму РФ, когда основным соперником партии власти, похоже, опять становятся коммунисты, представители Русской Православной Церкви в очередной раз высказались за погребение тела Ленина. Как заявил наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), «это полный абсурд – на главной площади столицы держать тело усопшего человека». «Конечно же, это дело времени, – отметил священнослужитель. – Мне кажется, что скоро это время настанет».
В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября, Патриарх Кирилл освятил в столице храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове. Рядом в марте 1922 года жил Ленин. После богослужения Предстоятель РПЦ отметил, что на месте Успенского храма «совершались расстрелы и беззакония, погибали невинные люди; и именно на этом месте был подписан кровавый декрет об изъятии церковных ценностей». В тот же день в Свияжске в присутствии представителей Казанской епархии во главе с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным) был открыт монумент, посвященный жертвам политических репрессий.
РПЦ также вновь выступила с критикой тех, кто положительно отзывается о продолжателе дела Ленина. Поводом к дискуссии стало высказывание секретаря Ивановской епархии игумена Виталия (Уткина), который в своем Twitter положительно отзывался о Сталине. Этот казус 24 октября с.г. прокомментировал в интервью «Российской газете» председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). По его словам, «история уже расставила все акценты, и ностальгия по сталинизму, тем более из уст священнослужителя, для меня звучит как какое-то кощунство». «Как можно почитать святых новомучеников и при этом уважительно относиться к Сталину? Это все равно что почитать Иоанна Крестителя, но при этом уважать Ирода, который отсек ему голову. Как мы можем прославлять и жертв, и палача?» – отметил митрополит Иларион.
Сам зачинщик дискуссии после выхода интервью отметил в своем блоге, что о Сталине не писал, а 28 октября с.г. опубликовал открытое письмо митрополиту Илариону, в котором испрашивал прощения «за то огорчение». «Вы дали совершенно ясную, справедливую и точную оценку этой цитате», – признался священнослужитель. Однако он не преминул отметить, что «указанная цитата была искусно сфабрикована недоброжелателями из нескольких вырванных из контекста фраз, написанных мной в разное время по разным обстоятельствам». «Естественно, что, говоря о Сталине, я образно имел в виду в первую очередь победу в Великой Отечественной войне и сохранение державной государственности, – продолжил священнослужитель. – Это отнюдь не было оправданием репрессий или презрением памяти всех пострадавших от безбожного режима».
Заочный диалог между митрополитом Иларионом и секретарем Ивановской епархии прошел на фоне споров вокруг презентации книги профессора Санкт-Петербургской духовной академии, члена Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерея Георгия Митрофанова. 21 октября с.г. в Москве он представил свою книгу «Русская Православная Церковь на историческом перепутье XX века». По словам священнослужителя, в книге он коснулся «теневых сторон» истории Церкви XX века, призывая современников «дистанцироваться от духа триумфализма». Эта идея вызвала разногласия из-за апологии протоиереем Митрофановым коллаборационизма некоторых иерархов РПЦ. По мнению Митрофанова, Патриарх Сергий (Страгородский) и митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), организовавший так называемую Псковскую православную миссию на оккупированной нацистами территории СССР, являют «две стороны одной медали», предлагая путь «соработничества со злом, красным или коричневым». Протоиерей Георгий Митрофанов известен тем, что в 2006 году совершил панихиду по генерал-майору Русской освободительной армии Михаилу Меандрову и его подчиненным, чем вызвал шквал резкой критики. Тогда протоиерей Митрофанов охарактеризовал власовцев как «настоящих патриотов», которые сумели «в невыразимо трудной ситуации сделать правильный выбор».