Генеральная конференция пятидесятников получила "благословение" государственных мужей.
Фото предоставлено пресс-службой РОСХВЕ
Генеральная конференция Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), прошедшая 11–13 октября в Москве, в очередной раз избрала главой этого религиозного объединения епископа Сергея РЯХОВСКОГО. После того как стихли торжественные речи участников и гостей собрания, ответственный редактор «НГР» Андрей МЕЛЬНИКОВ задал переизбранному лидеру отечественных протестантов-пятидесятников несколько вопросов на злобу дня.
– Из среды российских протестантов прозвучал голос, осуждающий последние политические события, в частности, то, что произошло на недавнем съезде «Единой России». Как вы расцениваете такого рода проявления гражданской позиции?
– Этот голос прозвучал не против чьей-то позиции, а в принципе против конкретных политических лидеров нашей страны. Я считаю, что священнослужитель должен говорить в иных тонах. Если он оценивает политиков, тем более действующих, в таких выражениях, он нарушает заповеди Евангелия. Есть старое русское слово, которое используется и в нашем лексиконе, – «печалование». Моя позиция очень простая. Не бросать камни в проезжающий кортеж правителя. Поступать следует по-другому. Приходишь на совет с правителем и публично печалуешься. Говоришь не боясь. У тебя нет отходных путей. Ты не можешь через полчаса купить билет и улететь за границу, чтобы спрятаться. Для меня очень важно говорить глаза в глаза. Для меня критика из уст религиозного деятеля, о котором вы говорите, не была евангельской, она была скорее обывательской. Например, Иоанн Креститель обличал Ирода. Он это делал не из-за кустов. Он приходил во дворец Ирода и говорил: ты грешник, ты нарушил Божьи заповеди. И царь это слышал. Другое дело, что он отрубил голову Иоанну.
Наша гражданская позиция должна быть христианской, должна быть бескомпромиссна и наполнена любовью. Если мы высказываем печаль народа Божьего, мы должны это делать с любовью. Мы не имеем право изливать желчь, брюзжать.
И еще. Любая критика должна быть конструктивной. Поэтому когда я не вижу в критических выступлениях служителей Церкви, не важно, к какой именно традиции они принадлежат, конструктивного зерна, я их не поддерживаю. Надо правителя научить, как поступать праведно, если он об этом попросит. На последней встрече премьера Владимира Путина с религиозными лидерами и Патриарх Кирилл, и ваш покорный слуга заявили, что мы вне политики и как священники не вправе поддерживать какую-то политическую партию. Это зафиксировано в протоколе заседания. С другой стороны, я сказал, что если любая партия или движение что-то могут сделать положительное для народа, я буду голосовать «за» обеими руками. Надо заметить, конкретную помощь от того же Народного фронта мы увидели уже через короткое время после его учреждения.
– Пользуясь вашими образами, замечу, что не все желающие обличить властителей с религиозных позиций допущены «ко двору». Более того, недавно Минюст предложил свои поправки в Закон «О свободе совести», где малые группы и их лидеры получают еще меньшие права. Как вы оцениваете эти предложения государственного ведомства?
– Во-первых, этот проект несвоевременен. Перед парламентскими и президентскими выборами только совсем политически неграмотные люди могут делать такие предложения. Во-вторых, и это главное, ряд положений законопроекта антиконституционны, противоречат духу демократии и направлены против свободы совести и прав человека.
Я убежден, что он не пройдет. Религиозные организации России должны четко высказать свое негативное отношение к данному законопроекту.
– Вы принимали участие в телепередаче «Честный понедельник», ставшей скандально известной из-за прозвучавшей в эфире беспрецедентной критики РПЦ и религии вообще. Многие считают это не случайностью, а новой тенденцией. Вы согласны с этим мнением?
– Откровенно говоря, рано или поздно мода на религию должна была закончиться. У всего есть свое начало и свой конец. Надо сказать, что критика в адрес религиозных организаций звучала и в 90-е годы, только тогда это говорилось, так сказать, на кухнях, а теперь в публичном пространстве, и в том числе на телеканалах. В отношении религии были определенные ожидания не только со стороны общества, но и государства. Сейчас, наверное, накопилась некая неудовлетворенность. Я вообще не считаю, что подобные программы служат против Церкви, наоборот, чем больше будет таких программ, тем быстрее религиозные организации посмотрят на себя теми глазами, какими на них смотрят, скажем так, не самые их большие друзья. Как сказано в Библии, «железо железо острит» (Притч. 27:17). Церковь должна посмотреть на себя не только глазами прихожан и клира, но и глазами тех, кто критикует церковную жизнь. Это нормальный диалог. Церковь должна быть абсолютно открытой, ее деятельность, абсолютно прозрачной. Дай Бог, чтобы в Церкви появились апологеты, которые готовы бесстрашно признать ее недостатки. Это обязывает Церковь что-то в себе изменить, что-то в себе очистить и служить своему народу. Если Церковь делает политические заявления, если она претендует на то, чтобы быть душой народа, быть моралистом, тогда надо быть готовыми самим отвечать этим высоким требованиям и готовыми к тому, что к Церкви будет приковано всеобщее внимание. Исполняйте сами то, чего ждете от других!
– Какие ожидания были от религиозного возрождения в России и какие из них не оправдались?
– Наверное, еще сложно судить о том, оправдались или не оправдались ожидания. Были надежды, что повысится нравственный уровень нашего народа. Не только возродятся обычаи и обрядность, связанные с духовной традицией, такие как освящение куличей на Пасху или окунание в прорубь на Крещение. Мы, евангельские христиане, считаем, что наше христианство не в крестах на храмах, а в повседневной жизни. Написано: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Ожидания были высокими. Они остаются и сейчас: чтобы Церковь могла влиять на семейные ценности, на демографию, на экономику, на молодежь. Я вижу положительные перемены в религиозных организациях России, и они идут потому, что звучит критика. Например, инициативы Патриарха Кирилла выдвигаются вполне в русле требований текущего момента. Мне кажется, эти ожидания могут исполниться.