Официальному духовенству Саудовской Аравии все труднее сохранять монополию на право выявлять среди мусульман "неверных".
Фото Reuters
Десятая годовщина атаки террористов на Америку широко комментировалась в СМИ. Однако широкой публике остались неизвестны многие обстоятельства, которые привели к этим терактам.
Еще до начала Афганской войны 1979–1989 годов Збигнева Бжезинского, советника по вопросам национальной безопасности тогдашнего президента США Джимми Картера, осенила идея: против коммунистического проникновения в Афганистан «русских безбожников» нужно развязать джихад, мобилизовав на него мусульман из других стран исламского мира, поскольку сами афганцы не без энтузиазма встретили Саурскую (Апрельскую) революцию, поддержанную Советским Союзом.
Сначала для этой цели использовались возможности пакистанской Межведомственной разведки и Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, вскоре к ним присоединились созданные в пакистанском Пешаваре саудовские структуры, замыкавшиеся на спецслужбы Саудовской Аравии – «Бюро по обслуживанию моджахедов» (Мактаб хидамат аль-муджахидин), «Партизанский дом» (Байт аль-ансар), которые первоначально находились под руководством палестинца Абдаллы Аззама, сотрудника Лиги исламского мира, а затем перешли под руководство Усамы бен Ладена. Через арабский экспедиционный корпус моджахедов в Афганистане прошло не менее 15 тыс. человек: 3 тыс. йеменцев, 2 тыс. египтян, около 3 тыс. алжирцев, примерно 400 тунисцев, 400 иракцев, 200 ливийцев, иорданцы, сирийцы и др. Больше всего было саудовцев – не менее 5 тыс. человек. По некоторым данным, только из Медины, города Пророка, воевать в Афганистан отправились 4 тыс. молодых аравийцев.
Представляется сомнительным, что мусульмане из разных арабских стран стали бы воевать за американские интересы в далеком Афганистане. Поэтому проамериканскому антикоммунистическому джихаду саудовскими улемами (богословами) было дано религиозно-идеологическое обоснование, вкратце сводившееся к трем пунктам. Во-первых, в случае если враг-немусульманин оккупирует исламские земли, индивидуальной обязанностью (фард айн) каждого дееспособного мусульманина является джихад за освобождение этих земель. Во-вторых, всякий немусульманин является неверным (кафир), а неверный должен быть уничтожен, если он не примет ислам. В-третьих, всякий мусульманин (это относилось к афганцам, которые воевали на стороне Демократической Республики Афганистан), который сотрудничает с неверным в войне против мусульман, считается тоже неверным (это называется такфир) и, если не покается, должен быть ликвидирован. Эти пункты содержатся в ваххабитской трактовке ислама, официальной в Саудовской Аравии. Именно саудовское ваххабитское духовенство в роли этаких «комиссаров» обрабатывало как аравийскую молодежь, которая и без того была ваххабитски индоктринирована в школах и университетах, так и моджахедов из других арабских стран, где были распространены иные, менее жесткие формы ислама.
На Афганской войне сформировался костяк «Аль-Каиды». В мемуарах Усамы бен Ладена сообщается, что название «Аль-Каида» («База»), придумали арабские афганцы, сдружившиеся во время войны в Афганистане. Возвращаясь живыми и здоровыми в свой лагерь после очередного боестолкновения с советскими военными или с афганцами, они в шутку говорили голосом радиодиктора: «Партизаны (ансар) вернулись на базу (араб. аль-ка’ида) без потерь». Так во времена их детства и молодости заканчивались сообщения, приходившие из Вьетнама, с войны с американцами (1964–1975), и указанное выше выражение от частого употребления стало своего рода идиомой. (В 1969–1970 годах автор работал выпускающим редактором в арабской редакции Главной редакции иностранных передач ТАСС и хорошо помнит эту фразу, повторявшуюся по несколько десятков раз в день в разных подборках новостей, которые через телетайпы засылались подписчикам – в арабские информационные агентства, газеты, на радио.) Именно это слово, сообщает бен Ладен, и стало названием объединения арабских ветеранов Афганской войны, связанных дружбой, взаимным доверием и верой в те религиозные положения, которые поспособствовали мобилизации мусульман разных стран на победный джихад против коммунистов-«безбожников».
Прошло всего несколько лет, и это оружие выстрелило в тех, кто его заряжал. В начале августа 1990 года, через несколько дней после оккупации иракскими войсками Кувейта, король Саудовской Аравии Фахд бен Абд аль-Азиз Ааль Сауд обратился к США за защитой, и американцы предложили разместить американское войска на территории королевства для отражения возможной агрессии Ирака против его страны. Уже 7 августа того же года первые американские подразделения начали прибывать на территорию Саудовской Аравии.
С позиций воинствующего ваххабизма саудовских ветеранов афганской войны, да и в целом с позиций ваххабизма как такового, это было абсолютно неприемлемо. Дело в том, что Аравийский полуостров, или, как его называют в арабском мире, Остров арабов (Джазира аль-араб), является территорией, на которую не должна ступать нога неверного или многобожника (мушрик). Есть хадисы Пророка Мухаммеда на этот счет: «Не бывать двум религиям на Острове Арабов», «Я [непременно] изгоню иудеев и христиан с Острова Арабов и оставлю здесь только мусульман». Самое главное, ваххабиты считают, что последними словами Пророка Мухаммада, его завещанием, были: «Изгоните многобожников с Острова Арабов!» Американцы для последовательных мусульман являются многобожниками (христиане, которых большинство среди американцев, веруют в Святую Троицу, что мусульмане расценивают как многобожие) и даже неверными (христиане в трактовке ваххабитов являются неверными). Да и не факт, что все американцы, прибывшие в Аравию на транспортных «Геркулесах», были верующими христианами.
Конечно же, саудовские власти знали об этом. Они надавили на высшую религиозную инстанцию в королевстве – Совет великих улемов, чтобы он издал фетву, разрешающую присутствие войск «многобожников» или «неверных» на Земле Двух Святынь. В исторических очерках говорится, что ваххабитские улемы такую фетву издали. Но это неверно. Они просто не могли издать подобное постановление, игнорируя заветы Пророка Мухаммеда. 14 августа 1990 года 17 ведущих богословов королевства выступили с заявлением, в котором выражалась поддержка решения короля Фахда призвать в страну войска США и их союзников для предотвращения иракской агрессии. При анализе текста этого заявления (http://i-r-p.ru/page/stream-document/index-25691.html) бросается в глаза, что там нет ни одной цитаты из Корана или Сунны.
Аравийцы, ветераны войны в Афганистане, на тот момент уже объединенные в неформальное движение «Аль-Каида» и своей кровью и кровью своих товарищей «оплатившие» защиту исламских земель в Афганистане в соответствии с ваххабитскими принципами, не могли принять такое развитие событий. Произошла вещь труднопредставимая: аравийские моджахеды, остававшиеся на тот момент в созданных бен Ладеном афганских тренировочных лагерях («ас-Сиддик», «аль-Фарук» и «Зу-н-Нурайн»), объявили «неверными» саудовский королевский режим и верховного муфтия королевства шейха Бен База, который был среди подписантов «Заявления 17-ти» и не воспротивился нарушению установок ислама относительно неприкосновенности для «многобожников» и «неверных» Земли Двух Святынь. Как курьез отметим, что некоторые ваххабитские улемы изловчались, чтобы обойти прямые указания Пророка на недопустимость присутствия на Острове арабов американских солдат и пытались трактовать выражение «Джазира аль-араб» в узком смысле – как ту часть Аравийского полуострова, где нет иностранных войск. В принципе такая трактовка слова «джазира» возможна: так, например, северный район Ирака называется Эль-Джазира, хотя там никаких островов нет. Есть районы, называемые Эль-Джазира, на суше и в других арабских странах. Но эта уловка не сработала.
Арабские «афганцы» оказались в жесткой оппозиции к религиозному истеблишменту королевства, который, за исключением тех, кто не подписывал печально знаменитое «Заявление 17-ти», утратил для них всякий авторитет. Религиозным авторитетом для арабских афганцев, объединенных под крышей «Аль-Каиды», стал Усама бен Ладен, религиозная образованность которого была достаточно высока. Учась в университете на инженера, бен Ладен прошел обязательный в королевстве курс религиозных наук, который ему среди других преподавал Мухаммад Кутб, брат знаменитого богослова-радикала Сайида Кутба. Бен Ладен стал издавать фетвы по самой острой проблеме – об «оккупантах» Земли Двух Святынь. В 1996 году он опубликовал свою первую из наиболее громких фетв – «Объявление войны против американцев, оккупирующих Землю Двух Святынь». По сути дела, это было объявление войны американцам – на Аравийском полуострове и везде в мире.
Лозунгом «Аль-Каиды» стали слова Пророка Мухаммеда: «Изгоните многобожников с Острова Арабов!» Именно эти слова и стали лозунгом так называемой «Битвы при Манхэттене» (Газва Манхаттан) – так аль-каидовцы называют теракт 11 сентября 2001 года, который планировался как удар в самое сердце Соединенных Штатов. Развернутое вероучительное обоснование этому теракту дал саудовский ваххабитский улем Хаммуд бен Укла аш-Шуайби (http://i-r-p.ru/page/stream-library/index-2257.html). Отметим, что удары по объектам и интересам США наносились и раньше.
Правда, к 11 сентября 2011 года американские войска уже были выведены с территории Саудовского Королевства. Но американские базы – и не только американские военные, есть там базы и у Франции, и у Великобритании – в Аравии продолжают существовать – за пределами Саудовского Королевства. Нельзя исключать, что именно в этом причина сохранения дееспособности «Аль-Каиды», продолжающей представлять опасность для США, о чем на слушаниях комитетов по разведке Конгресса и Сената США в середине сентября сообщил новый глава ЦРУ Дэвид Петреус.
Продолжает воевать против династии Саудидов аль-каидовский филиал под названием «Аль-Каида на Острове Арабов» (Аль-Каида фи Джизира аль-Араб). Борьба против Саудидов ведется потому, что арабские «афганцы» – основатели «исторической» «Аль-Каиды» подвергли их такфиру, то есть признали неверными из-за сотрудничества с американцами. Саудовские власти в сотрудничестве с ваххабитским духовенством, сопротивляясь «Аль-Каиде» силовыми методами, работают в вероучительной сфере, стремятся очистить себя от клейма неверных, которое поставили на них ветераны войны в Афганистане, слишком верившие в положения ваххабитской доктрины. 20 сентября с.г. в Медине открылся международный конгресс «Такфир: причины, последствия, пути исправления». Главная линия защиты – не в том, что к мусульманам не должен применяться ключевой для ваххабизма принцип такфира (http://www.ng.ru/ideas/2001-09-14/11_vahabizm.html), а в том, что это могут делать только уполномоченные на то государством (правящей династией Саудидов) религиозные авторитеты, в условиях Саудовской Аравии – Комитет величайших улемов или Верховный муфтий королевства.
Ликвидация Усамы бен Ладена проблем не решила. После него остается много последователей его особого религиозно-политического направления, характеризующегося антиамериканизмом и антисаудизмом, которое некоторые исследователи предпочитают называть неоваххабизмом.