Сикхам Лондона, к счастью, не пришлось использовать ритуальные клинки.
Фото с сайта www.dailymail.co.uk
Беспорядки в Британии, вспыхнувшие в Лондоне в ночь с 6 на 7 августа и быстро переросшие в массовые погромы и грабежи, перекинувшиеся затем и на соседние города, сразу же вызвали среди населения опасения в безопасности культовых зданий. 7 августа в социальных сетях появилось краткое сообщение о том, что в лондонском районе Энфилд, охваченном беспорядками, подожжена церковь. Никаких новостей или подробностей об этом позже не появлялось, так что неясно, имел ли место такой факт. Вечером 9 августа в социальных сетях, а затем в СМИ появились фото горящей Международной евангелической церкви на Уотлинг-авеню в лондонском районе Брент. Позже выяснилось, что сгорел дотла расположенный рядом с культовым зданием деревянный склад. Но всего этого, а также прямых угроз появления толп погромщиков в районе, где находятся культовые здания разных религий, хватило для начала формирования отрядов самообороны.
Вечером 9 августа в лондонском районе Саутхолл, где начиная с 1950-х годов компактно проживают выходцы из Южной Азии, на улицы вышли около 700 сикхов, включая весьма престарелых членов общины. Часть последователей этой религии была вооружена церемониальными мечами метровой длины, другие – клюшками для хоккея на траве и бейсбольными битами. Около 200 сикхов заняли позиции у гурдвары «Шри Гуру Сингх Сабха» на Хейвлок-авеню, крупнейшего культового здания сикхов в Европе, открытого в 2003 году. Остальные рассредоточились у прочих сикхских гурдвар в этом районе. Многочисленные группы сикхов вышли на оборону своих культовых зданий и в других районах Лондона, в том числе открытой в 2005 году гурдвары «Карамсар» в районе Илфорд – там патрулирование верующими улиц продолжалось все последующие ночи.
Одновременно с сикхами защитой своих культовых зданий озаботились и представители мусульманской общины – с начала предыдущей недели полторы тысячи верующих (как индо-пакистанцев, так и сомалийцев) оставались каждую ночь после вечерней молитвы у крупнейшей в Лондоне и во всей Британии мечети в районе Уайтчепел для ее защиты от возможных нападений.
В Бирмингеме, куда 8 августа перекинулись из Лондона погромы, сикхи и мусульмане также начали формировать отряды для обороны своих храмов. В ночь с 9 на 10 августа трое пакистанцев, входивших в такой отряд, погибли под колесами управляемого неизвестными автомобиля близ одной из мечетей, что едва не стало поводом для полномасштабного конфликта мусульманской (индо-пакистанской) и вест-индийской (которую составляют чернокожие) общин города.
На оборону своих домов и магазинов во многих районах Лондона вышли местные жители разных национальностей: турки – в Долстоне, поляки – в Илинге, курды – в Херингее, коренные британцы – в Хэкни, Элтаме и Энфилде и т.д. К 10 августа, по данным сайта Amazon.com, объемы продаж металлических бит увеличились в Лондоне на 6000%, деревянных – на 4000%.
В дни беспорядков были использованы и меры убеждения. В Тоттенхэме совершались «молитвенные бдения надежды», организованные верующими различных религий: католической, англиканской, методистской, мусульманской и иудейской.
Христианские лидеры Британии осудили насилие. Глава Англиканского содружества архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс назвал среди причин недавних беспорядков в Лондоне и других городах Британии кризис духовности, гражданского самосознания и ответственности, а также цинизм и отчуждение в обществе. Президент Конференции католических епископов Англии и Уэльса, архиепископ Вестминстерский Винсент Николс заметил, что беспорядки «являются знаком неуважения к общественным благам в нашем обществе и показывают, насколько просто пренебречь основными принципами уважения и порядочности».
Вместе с тем стоит отметить, что насилие в городах Великобритании не было связано с межрелигиозными конфликтами, но и призывы духовных лидеров не образумили погромщиков.