Намаз на стадионе "Ярмук" в Газе (Палестина) во время празднования Ураза-байрама.
Фото Reuters
Москвичи уже успели забыть массовые богослужения на стадионах или в концертных залах. Подобные мероприятия в начале 1990-х годов организовывали протестантские проповедники из-за рубежа. Кажется, это явление возвращается, только с поправкой на нынешнюю ситуацию. Собирать верующих на стадионах готовы лидеры московских мусульман. Такая перспектива обсуждается в связи с приближающимся праздником Ураза-байрам, дата которого в этом году выпала на 30 августа.
21 июля в ходе круглого стола «Религиозные деятели за межрелигиозное и межнациональное согласие в России» столичный муфтий в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Альбир Крганов сообщил журналистам, что обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с официальной просьбой предоставить московским мусульманам для праздничных богослужений вместительное помещение. «Для такой цели подошел бы спортивный комплекс или выставочный зал», – добавил Крганов, отметив, что «уверен в том, что городские власти пойдут навстречу» этому предложению.
Подобные планы озвучиваются представителями Центрального духовного управления мусульман начиная с декабря 2010 года, когда был воссоздан Московский муфтият ЦДУМ. Председатель этой организации верховный муфтий Талгат Таджуддин заявил в конце 2010 года исламской газете «Рисалят»: «Я раньше предлагал Совету муфтиев проводить праздничные богослужения на стадионах. Там рядом с (Соборной. – «НГР») мечетью есть спорткомплекс «Олимпийский», его можно арендовать и проводить Ураза-байрам и Курбан-байрам. Это никому бы не мешало – ни транспорту, ни людям. Мы намерены в следующем году провести праздники в одном из арендованных помещений». 7 июня с.г., выступая в эфире «Эха Москвы», муфтий Таджуддин вновь вернулся к этой идее.
В разговоре с корреспондентом «НГР» муфтий Крганов подтвердил, что возглавляемый им Московский муфтият ЦДУМ обратился в мэрию с письмом о предоставлении ему большого помещения для массового богослужения и сейчас это обращение рассматривается в Департаменте физической культуры и спорта правительства Москвы, в чьем ведении находятся крупные муниципальные спортивные объекты столицы. По оценке Крганова, требуемое крытое помещение «должно вмещать 10–20 тысяч человек», при этом оно будет подбираться «с учетом наличия парковки машин и чтобы было поблизости метро». Таким условиям соответствует прежде всего крытый стадион в спортивном комплексе «Олимпийский», вмещающий 35 тыс. человек, которому заметно уступают объекты в олимпийском комплексе «Лужники» – государственный центральный концертный зал «Россия» (7,5 тыс. человек) и дворец спорта «Лужники» (11,5 тыс. человек).
Однако, по словам Крганова, проведение этого мероприятия в «Олимпийском» было бы «не очень удачным решением» в связи с тем, что рядом с ним находится принадлежащая Совету муфтиев России (СМР) Соборная мечеть, и в итоге получилось бы, что «в один праздник мусульман пытаются как-то разделить между собой» две религиозные организации.
Глава Московского муфтията ЦДУМ говорит, что окончательного решения пока не принято: «Может быть, это будут Лужники. Может быть, два объекта по 10 тысяч человек. Или договоримся о нескольких спортивных залах в разных районах Москвы». Но в любом случае он уверен: «30 августа утром мы пригласим верующих на праздничную службу» в новом формате, так как «взаимопонимание с властями Москвы у нас есть». По его словам, налажен контакт и с уммой столицы – оповещать верующих о новом месте богослужений будут имамы мечетей (в том числе входящих в юрисдикцию СМР) и национальных организаций столицы.
Пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур Газиева не смогла рассказать «НГР», как администрация Соборной мечети в Выползовом переулке собирается размещать верующих во время намаза на Ураза-байрам. При этом, по ее словам, «положено, чтобы молитва совершалась в доме Аллаха, в мечети», а «призыв к стадионам – это в каких-то исключительных случаях».
Однако мы знаем, что крупные мусульманские праздники вроде Ураза-байрам в последнее время становятся таким исключительным обстоятельством в жизни москвичей, особенно проживающих в районах вблизи мечетей. Год назад на празднование Ураза-байрама и Курбан-байрама в районе станции метро «Проспект Мира» скопились десятки тысяч прихожан, они перекрыли автодороги и заняли даже территорию соседнего православного храма. Так что попытки исламских организаций как-то рассредоточить эти скопления верующих по городу вполне объяснимы.
12 августа Комитет государственного строительного надзора Москвы подтвердил Совету муфтиев России согласование на строительство нового здания Соборной мечети на проспекте Мира. Несмотря на имевшееся уже несколько лет разрешение, работы по возведению нового здания шли очень медленно и какое-то время назад остановились, возможно, ввиду отсутствия финансов. 25 июня с.г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ООО «Аверспроект», являвшегося планировщиком новой мечети, к Духовному управлению мусульман европейской части России (в составе СМР), постановив взыскать с религиозной организации сумму в 64,5 млн. руб., так что перспективы строительства новой Соборной мечети представляются пока неясными. Можно с уверенностью сказать, что строительство не будет закончено к грядущим праздникам.
Муфтий Крганов отметил в комментарии «НГР», что совершение массовых богослужений вне специально предназначенных для этого культовых зданий «допустимо по нормам ислама, такие богослужения совершаются и в арабских странах». Эту инициативу российской уммы поддержал авторитетный исламский богослов, глава Международного совета мусульманских ученых шейх Юсуф аль-Кардави. 12 декабря 2010 года на встрече с представителями московских мусульман в Дохе (Катар) он напомнил им, что еще Пророк Мухаммед «предписывал своим сподвижникам совершать праздничный намаз в просторном месте за пределами города, во времена Пророка праздничный намаз не совершался в мечети иначе как по необходимости, например, во время дождя». «Сегодня многие мусульмане в Катаре и других странах Персидского залива в праздники оставляют мечети и отправляются в просторное место для совершения коллективного намаза, поэтому проведение праздничных богослужений в больших залах – на стадионах, выставочных центрах и т.п. – является сунной Пророка Мухаммеда», – отметил аль-Кардави.
Массовые мусульманские богослужения на стадионах совершаются также в Палестинской автономии, Египте, Пакистане и других традиционно исламских регионах и странах, где не существует проблем с наличием мечетей. Европейский пример: в Греции местная мусульманская община последние три года совершает богослужения во время крупных праздников на двух крупнейших стадионах Афин, предоставляемых им для этой цели Министерством образования и религии Греции. Так что практика богослужений на стадионах и в иных вместительных сооружениях, изначально не являющихся культовыми, для зарубежных мусульман является достаточно распространенной.