Так рождаются легенды.
Живописное изображение рождения из цветка лотоса Гаутамы Будды, которого поддерживает мать, царица Майя.
Храм Йонгсу, Сувон, Южная Корея
Предполагаемое место рождения Будды Шакьямуни – местечко Лумбини неподалеку от столицы Непала Катманду – может в скором времени стать крупным паломническим центом буддизма. По замыслу ООН и китайских властей оно должно превратиться в «гималайский Рим». Так формулируют свой проект его инициаторы, хотя точнее было бы сравнить Лумбини с Вифлеемом.
Агентство ООН по индустриальному развитию и китайский Фонд Азиатско-Тихоокеанского обмена и сотрудничества (ФАТОС) намерены вложить около 3 млрд. долл. в проект развития нового паломнического центра. Эта сумма должна обеспечить «буддийский Вифлеем» необходимой инфраструктурой, которая позволит принимать несколько миллионов паломников и туристов в год. Сейчас место рождения Будды Шакьямуни, на месте которого воздвигнут храмовый комплекс из десятка монастырей разных буддийских школ, посещают около 500 тыс. человек ежегодно, из них только 100 тыс. – туристы. Проект, стартовавший в июле с.г., пришел на смену соглашению о туризме между Непалом и Китаем, которое просуществовало два года и было закрыто правительством Непала в июне.
Повышение статуса Лумбини, который в 1997 году включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, может стать не только базой для развития туризма в Непале – одной из беднейших стран мира, но и способом для продвижения буддийской культуры в Китае. Интерес к буддизму широких слоев населения этой страны значительно вырос в последнее время. Кроме того, проект способствовал бы и развитию буддизма в самом Непале, где, по официальным данным, проживают около 11% буддистов. Между тем практически все события, связанные с жизнью Будды Шакьямуни, равны по значимости в буддийском культе. Так, наравне с Лумбини паломники посещают индийские города Сарнатх (место первой проповеди Будды), Бодхгая (место, где Будда достиг просветления) и Кушинагар (место ухода Будды в нирвану).
Как утверждают в ФАТОС, новый проект «получил полную поддержку со стороны буддистов, представляющих различные направления – Махаяны, Хинаяны, тибетского буддизма». Однако ворота в Лумбини, открытые для паломников и туристов, все еще закрыты для духовного лидера буддистов Тибета Далай-ламы XIV Тэнцзина Гьямцхо. Несмотря на его желание посетить место рождения Будды, давление китайского правительства на Непал из-за нерешенного тибетского вопроса не позволяет властям страны пригласить духовного лидера – даже неофициально – в Лумбини.
Первые шаги к преобразованию места рождения Будды уже сделаны. Китай направил в Непал своего нового посла, который, вступив в должность, сразу посетил Лумбини. Помимо этого Непал ожидает инвестиций не только с китайской стороны, но и из Индии. Между тем пока рано говорить об итогах проекта ООН и ФАТОС и о том, смогут ли они реализовать свой замысел «гималайского Рима» или, может быть, Ватикана. Ведь буддизм разнороден, у него нет единого лидера, резиденцию которого можно было бы устроить в Лумбини. Скорее получится «буддийский Вифлеем», привлекающий к месту рождения основоположника религии больше туристов, чем паломников.