0
1100
Газета События Интернет-версия

03.08.2011 00:00:00

Встречи со многими неизвестными

Тэги: рпц, кирилл, патриарх, украина, грузия, янукович


рпц, кирилл, патриарх, украина, грузия, янукович О братских объятиях православные народы России и Грузии могут только мечтать.
Фото Reuters

Ставший уже традиционным июльский визит Патриарха Кирилла в Украину на празднование Дня Крещения Руси в этом году оказался особенно непрозрачным для СМИ и общества. До сих пор не разглашаются детали импровизированных переговоров Московского Патриарха и украинского президента Виктора Януковича на правительственной даче в Крыму, встречи главы РПЦ с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и той части заседания Священного Синода РПЦ, где речь шла об уставе Украинской Церкви, в котором усмотрели попытки отдаления от Москвы.

Согласно размещенному на сайте Московского Патриархата анонсу патриаршего визита в Украину, он должен был начаться с прибытия Предстоятеля Церкви 26 июля в 17.00 в Киев. Однако еще в 14.41 украинское интернет-издание segodnya.ua сообщило, что Патриарх уже находится на территории Украины, но только не в столице, а в Крыму. По данным издания, он прилетел «утром 26 июля в севастопольский аэропорт «Бельбек», где его встречал крымский митрополит Лазарь со священниками. Вопреки традиции у трапа не было губернатора города и руководства автономии... В сопровождении ГАИ и Управления госохраны кортеж Кирилла направился в резиденцию «Мухалатка» (под Ялтой)». Дальше состоялся разговор с президентом Виктором Януковичем. В 18.52 и на официальном сайте Московского Патриархата появилось сообщение о том, что перед визитом в Киев «во вторник днем Предстоятель Русской Церкви встретился с президентом Украины Виктором Януковичем в летней резиденции главы государства в Крыму». Как сообщил в комментарии «НГР» заместитель руководителя патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков, сопровождавший Патриарха в этой поездке, «встреча заранее не планировалась», но состоялась «в силу давних добрых отношений между президентом Украины и Патриархом Кириллом».

Чем было вызвано изменение в графике визита Патриарха в Украине и о чем шли переговоры между ним и президентом Украины в крымской резиденции последнего, неясно. Диакон Александр Волков отказался дать нашему изданию какие-либо комментарии на этот счет, сославшись на то, что эта «встреча носила частный характер». В условиях отсутствия информации некоторые украинские политологи высказывают подчас экстравагантные версии. Они напоминают: 24 июля появилось сообщение о том, что запланированная на День Военно-морского флота России (31 июля) в Севастополе встреча украинского и российского президентов не состоится ввиду разногласий по ряду принципиальных вопросов. В этой ситуации, считают они, Патриарх мог взять на себя роль неформального посредника в переговорах глав государств и сместить ради этого график своих встреч в Украине.

С отставанием от графика Патриарх Кирилл вечером того же дня прибыл в Киев, где встретился с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II. Речь также шла о межгосударственных отношениях. «Те политические отношения, которые сложились между Россией и Грузией, совершенно недопустимы, потому что мы близкие православные народы, а эти отношения были созданы завистью наших врагов, – говорил Илия II, обращаясь к Патриарху Кириллу. – Мы должны сделать все возможное, чтобы были восстановлены дружба и братство между нашими народами и государствами. На нас, Ваше Святейшество, лежит большая ответственность. Я надеюсь на Вашу мудрость. Я знаю Вас много лет. Вы должны войти в историю России и Грузии как миротворец, как человек, который принес мир в отношения между двумя народами». Илия II добавил, что «надеется на сдвиг в отношениях между Россией и Грузией».

В последующие после встречи дни Илия II заявлял журналистам, что едва ли не самая «большая проблема в Грузии – это Абхазия и Цхинвали, которые являются исконными территориями Грузии», их «сепаратизм является опасной болезнью, которую ни в коем случае нельзя допускать». Можно было отметить и такой интересный момент – если Патриарх Кирилл, общаясь с представителями СМИ, говорил о «Южной Осетии», то Илия II называл независимую республику «Цхинвальским регионом». Можно было бы подумать, что суть в церковной топонимике (Южная Осетия составляет Никозийскую и Цхинвальскую епархию Грузинской Православной Церкви), однако Абхазию Илия II, продолжая церковную параллель, не именовал «Цхумско-Пицундским регионом». Скорее дело в сугубо политических реалиях, связанных с неудачной для Грузии войной августа 2008 года в Южной Осетии (точно так же после польского восстания 1863 года Царство Польское в Российской империи предпочитали именовать «Привислянским краем»). «НГР» попытались разузнать в патриаршей пресс-службе подробности разговора Патриархов, однако диакон Александр Волков счел нужным отметить только, что были достигнуты конкретные договоренности о ряде практических шагов о нормализации церковной ситуации в названных республиках, однако в силу их важности «подробности встречи и ее итоги не предаются огласке».

Опять же, можно лишь догадываться, какая борьба развернулась на прошедшем 27 июля в Киево-Печерской лавре заседании Синода РПЦ вокруг обсуждения итогов Собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). В частности, вокруг принятого на нем Устава УПЦ МП – в пункте 6 «Определения» Собора было сказано, что «данный Устав вступает в действие немедленно», хотя это противоречит Уставу РПЦ, где сказано, что Устав УПЦ МП в обязательном порядке «одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Диакон Александр Волков опять же отговорился тем, что заседания Синода носят закрытый характер и каких-либо комментариев о ходе обсуждения дать не может. О борьбе с автокефалистскими тенденциями в решениях Синода РПЦ говорит лишь краткая фраза «о создании Межсоборной комиссии, которой, в частности, поручена доработка отдельных положений Устава Украинской Православной Церкви».

Гораздо больше места в опубликованных решениях Синода уделено административно-территориальной реформе РПЦ. На прошлом, мартовском, заседании Синода, был начат процесс дробления крупных епархий и продолжен 27 июля в Киеве.

С марта число епархий РПЦ на территории России возросло с 164 до 176. Епархии, чьи границы ранее совпадали с границами субъектов Российской Федерации, дробятся на части пропорционально количеству православного населения и приходов. Например, в Свердловской области Нижний Тагил и Каменск-Уральский – два крупнейших города после Екатеринбурга – отныне стали центрами новых епархий. Как отметил в комментарии «НГР» руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский, епархии дробятся «для лучшего окормления верующих», так как зачастую ввиду огромных размеров некоторых епархий «многие епископы не знают своей паствы». По мнению Вигилянского, в значительной степени это возвращение к правилам древней Церкви: «Если есть крупный город – в нем есть епископ».

Однако можно предположить, что существуют и иные причины реформы. Например, такая: если ранее архиерей, служа по 10–15 лет в крупной епархии, превращался в независимую политическую величину, будучи связан тесными отношениями с губернатором, мэрами и крупным бизнесом, то отныне архиереи потеряют значительную часть административного ресурса. Координировать отношения нескольких епархий в одном регионе друг с другом, а также с властью и бизнесом будет специальная инстанция, созданная по решению Синода при Межсоборном присутствии РПЦ. К этому стоит добавить, что некоторые архиереи, возглавлявшие крупные кафедры по многу лет, были Синодом переведены на новые места служения. Тем самым обрываются их старые связи и усиливается зависимость от Патриархии.

В целом, отметил протоиерей Владимир Вигилянский, «этот процесс продлится ближайшие 10 лет». Он назвал прогнозируемые направления реформы: «Некоторые епархии разделены рекой Волгой, это ненормально, с одной стороны Волги должны быть епархии и с другой. В Сибири в одной епархии есть по нескольку миллионных городов и так далее».

Таким образом, Патриарх Кирилл в очередной раз показал, что для Церкви не существует государственных границ. Проблемы российских епархий можно решать в Киеве, там же и обсуждать межправославные отношения. Возможно, более подробное рассмотрение украинского вопроса ждет Церковь на одном из заседаний Синода в Москве или, допустим, на Дальнем Востоке. В едином «Русском мире» – одна голова, одна воля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1834
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3825
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2874
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2347

Другие новости