О братских объятиях православные народы России и Грузии могут только мечтать.
Фото Reuters
Ставший уже традиционным июльский визит Патриарха Кирилла в Украину на празднование Дня Крещения Руси в этом году оказался особенно непрозрачным для СМИ и общества. До сих пор не разглашаются детали импровизированных переговоров Московского Патриарха и украинского президента Виктора Януковича на правительственной даче в Крыму, встречи главы РПЦ с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и той части заседания Священного Синода РПЦ, где речь шла об уставе Украинской Церкви, в котором усмотрели попытки отдаления от Москвы.
Согласно размещенному на сайте Московского Патриархата анонсу патриаршего визита в Украину, он должен был начаться с прибытия Предстоятеля Церкви 26 июля в 17.00 в Киев. Однако еще в 14.41 украинское интернет-издание segodnya.ua сообщило, что Патриарх уже находится на территории Украины, но только не в столице, а в Крыму. По данным издания, он прилетел «утром 26 июля в севастопольский аэропорт «Бельбек», где его встречал крымский митрополит Лазарь со священниками. Вопреки традиции у трапа не было губернатора города и руководства автономии... В сопровождении ГАИ и Управления госохраны кортеж Кирилла направился в резиденцию «Мухалатка» (под Ялтой)». Дальше состоялся разговор с президентом Виктором Януковичем. В 18.52 и на официальном сайте Московского Патриархата появилось сообщение о том, что перед визитом в Киев «во вторник днем Предстоятель Русской Церкви встретился с президентом Украины Виктором Януковичем в летней резиденции главы государства в Крыму». Как сообщил в комментарии «НГР» заместитель руководителя патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков, сопровождавший Патриарха в этой поездке, «встреча заранее не планировалась», но состоялась «в силу давних добрых отношений между президентом Украины и Патриархом Кириллом».
Чем было вызвано изменение в графике визита Патриарха в Украине и о чем шли переговоры между ним и президентом Украины в крымской резиденции последнего, неясно. Диакон Александр Волков отказался дать нашему изданию какие-либо комментарии на этот счет, сославшись на то, что эта «встреча носила частный характер». В условиях отсутствия информации некоторые украинские политологи высказывают подчас экстравагантные версии. Они напоминают: 24 июля появилось сообщение о том, что запланированная на День Военно-морского флота России (31 июля) в Севастополе встреча украинского и российского президентов не состоится ввиду разногласий по ряду принципиальных вопросов. В этой ситуации, считают они, Патриарх мог взять на себя роль неформального посредника в переговорах глав государств и сместить ради этого график своих встреч в Украине.
С отставанием от графика Патриарх Кирилл вечером того же дня прибыл в Киев, где встретился с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II. Речь также шла о межгосударственных отношениях. «Те политические отношения, которые сложились между Россией и Грузией, совершенно недопустимы, потому что мы близкие православные народы, а эти отношения были созданы завистью наших врагов, – говорил Илия II, обращаясь к Патриарху Кириллу. – Мы должны сделать все возможное, чтобы были восстановлены дружба и братство между нашими народами и государствами. На нас, Ваше Святейшество, лежит большая ответственность. Я надеюсь на Вашу мудрость. Я знаю Вас много лет. Вы должны войти в историю России и Грузии как миротворец, как человек, который принес мир в отношения между двумя народами». Илия II добавил, что «надеется на сдвиг в отношениях между Россией и Грузией».
В последующие после встречи дни Илия II заявлял журналистам, что едва ли не самая «большая проблема в Грузии – это Абхазия и Цхинвали, которые являются исконными территориями Грузии», их «сепаратизм является опасной болезнью, которую ни в коем случае нельзя допускать». Можно было отметить и такой интересный момент – если Патриарх Кирилл, общаясь с представителями СМИ, говорил о «Южной Осетии», то Илия II называл независимую республику «Цхинвальским регионом». Можно было бы подумать, что суть в церковной топонимике (Южная Осетия составляет Никозийскую и Цхинвальскую епархию Грузинской Православной Церкви), однако Абхазию Илия II, продолжая церковную параллель, не именовал «Цхумско-Пицундским регионом». Скорее дело в сугубо политических реалиях, связанных с неудачной для Грузии войной августа 2008 года в Южной Осетии (точно так же после польского восстания 1863 года Царство Польское в Российской империи предпочитали именовать «Привислянским краем»). «НГР» попытались разузнать в патриаршей пресс-службе подробности разговора Патриархов, однако диакон Александр Волков счел нужным отметить только, что были достигнуты конкретные договоренности о ряде практических шагов о нормализации церковной ситуации в названных республиках, однако в силу их важности «подробности встречи и ее итоги не предаются огласке».
Опять же, можно лишь догадываться, какая борьба развернулась на прошедшем 27 июля в Киево-Печерской лавре заседании Синода РПЦ вокруг обсуждения итогов Собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). В частности, вокруг принятого на нем Устава УПЦ МП – в пункте 6 «Определения» Собора было сказано, что «данный Устав вступает в действие немедленно», хотя это противоречит Уставу РПЦ, где сказано, что Устав УПЦ МП в обязательном порядке «одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Диакон Александр Волков опять же отговорился тем, что заседания Синода носят закрытый характер и каких-либо комментариев о ходе обсуждения дать не может. О борьбе с автокефалистскими тенденциями в решениях Синода РПЦ говорит лишь краткая фраза «о создании Межсоборной комиссии, которой, в частности, поручена доработка отдельных положений Устава Украинской Православной Церкви».
Гораздо больше места в опубликованных решениях Синода уделено административно-территориальной реформе РПЦ. На прошлом, мартовском, заседании Синода, был начат процесс дробления крупных епархий и продолжен 27 июля в Киеве.
С марта число епархий РПЦ на территории России возросло с 164 до 176. Епархии, чьи границы ранее совпадали с границами субъектов Российской Федерации, дробятся на части пропорционально количеству православного населения и приходов. Например, в Свердловской области Нижний Тагил и Каменск-Уральский – два крупнейших города после Екатеринбурга – отныне стали центрами новых епархий. Как отметил в комментарии «НГР» руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский, епархии дробятся «для лучшего окормления верующих», так как зачастую ввиду огромных размеров некоторых епархий «многие епископы не знают своей паствы». По мнению Вигилянского, в значительной степени это возвращение к правилам древней Церкви: «Если есть крупный город – в нем есть епископ».
Однако можно предположить, что существуют и иные причины реформы. Например, такая: если ранее архиерей, служа по 10–15 лет в крупной епархии, превращался в независимую политическую величину, будучи связан тесными отношениями с губернатором, мэрами и крупным бизнесом, то отныне архиереи потеряют значительную часть административного ресурса. Координировать отношения нескольких епархий в одном регионе друг с другом, а также с властью и бизнесом будет специальная инстанция, созданная по решению Синода при Межсоборном присутствии РПЦ. К этому стоит добавить, что некоторые архиереи, возглавлявшие крупные кафедры по многу лет, были Синодом переведены на новые места служения. Тем самым обрываются их старые связи и усиливается зависимость от Патриархии.
В целом, отметил протоиерей Владимир Вигилянский, «этот процесс продлится ближайшие 10 лет». Он назвал прогнозируемые направления реформы: «Некоторые епархии разделены рекой Волгой, это ненормально, с одной стороны Волги должны быть епархии и с другой. В Сибири в одной епархии есть по нескольку миллионных городов и так далее».
Таким образом, Патриарх Кирилл в очередной раз показал, что для Церкви не существует государственных границ. Проблемы российских епархий можно решать в Киеве, там же и обсуждать межправославные отношения. Возможно, более подробное рассмотрение украинского вопроса ждет Церковь на одном из заседаний Синода в Москве или, допустим, на Дальнем Востоке. В едином «Русском мире» – одна голова, одна воля.