Грузинскому Патриарху Илие II (на фото на заднем фоне) показалось, что он на шаг отстает от армянского Католикоса Гарегина II в диалоге с президентом Михаилом Саакашвили.
Фото Reuters
Уже второе государство на пространстве бывшего СССР сталкивается с проблемой, еще недавно казавшейся невероятной, – с уличным противостоянием православных верующих и духовенства с государственной властью. В середине мая с.г. серия протестов такого рода, поддержанных местной митрополией, прошла в Молдавии (см. «НГР» от 15.06.11). В начале июля аналогичные события начались в Грузии – 9 июля на улицы Тбилиси вышли несколько десятков тысяч верующих, подобные марши повторились 10 и 11 июля. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, благословив собравшихся, обрушился с гневной речью на нынешнюю власть, которая, по его мнению, «пытается бороться с Церковью и унизить ее» путем принятия новых законов о регистрации религиозных объединений.
Грузинская Православная Церковь (ГПЦ), прихожанами которой являются 3,5 из 4,5 млн. жителей Грузии, традиционно занимает в жизни страны особое место, в 2002 году официально узаконенное путем подписания конкордата с государством. «Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью», подписи под которым 14 октября 2002 года поставили Католикос-Патриарх Илия II и тогдашний президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, официально декларирует: «Конституция Грузии признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории страны... Церковь представляет собой исторически сложившийся субъект публичного права – признанное государством полноправное юридическое лицо публичного права». Это соглашение давало вполне реальный юридический статус – дело в том, что, согласно принятому в 1997 году Гражданскому кодексу Грузии, «юридическими лицами публичного права считаются... юридические лица, созданные государством на основании законодательства или административного акта» (ст. 1509, пункт «в»). Наличие конкордата с государством долгое время подчеркивало привилегированное положение Грузинской Православной Церкви по сравнению с прочими религиозными организациями страны.
Пришедший в 2004 году к власти президент Михаил Саакашвили долгое время демонстрировал подчеркнутое уважение к ГПЦ и ее Патриарху. Однако, как отметил 12 июля с.г. заместитель директора Аналитического института Кавказа Сергей Минасян, противоречия между двумя влиятельнейшими политическими силами, которыми являются в Грузии ГПЦ и правящая партия «Единое национальное движение» во главе с Саакашвили, существовали и копились на протяжении почти десятка лет, а сейчас лишь вышли на поверхность в острой форме. Непосредственным поводом для этого стали принятые 5 июля во втором и третьем чтении парламентом, а 6 июля подписанные президентом поправки в Гражданский кодекс, согласно которым статус юридических лиц публичного права должны были получить и другие религиозные организации. В первоначальном варианте закона были конкретно указаны Армянская Апостольская Церковь, Римско-Католическая Церковь, Евангелистская Баптистская Церковь, мусульманская и иудейская общины. Однако в конечном варианте документа появилась более общая формулировка: религиозные объединения, «имеющие историческую связь с Грузией, или те религиозные объединения, которые пользуются таким статусом в странах Совета Европы». Как пояснил позже СМИ один из депутатов правящей партии Грузии: «Мы рисковали, принимая эти поправки, но мы должны были их принять, если хотим стать частью европейского сообщества».
ГПЦ подвергла законопроект яростной критике. 5 июля были обнародованы заявление Патриарха Илии II, осуждавшего депутатов парламента за принятие закона без консультации с Церковью, и официальное заявление Патриархии, в котором утверждалось, что новый закон, «противоречащий интересам Церкви и страны... приведет к негативным последствиям уже в ближайшем будущем, в связи с чем вся ответственность возлагается на власти». В поддержку Церкви выступила и оппозиция, покинувшая парламент 5 июля в знак протеста против нового закона, принятого, таким образом, лишь голосами 70 депутатов от правящей партии. Лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили призвал «отрекшийся от Бога парламент» отменить «антицерковный закон, принятием которого режим Саакашвили объявил войну Богу и народу», а Христианско-демократическая партия Грузии начала сбор подписей за официальное признание православия государственной религией страны. В социальных сетях начали распространяться призывы к проведению вечером 9 июля массовой демонстрации протеста.
Число пришедших в центр Тбилиси 9 июля оказалось столь велико (называются цифры от 10 тыс. до нескольких десятков тысяч человек, столько не собирало ни одно мероприятие политической оппозиции Грузии в последние годы), что центральная магистраль грузинской столицы, проспект Руставели, была полностью ими перекрыта. Верующие прошли колонной к кафедральному собору Святой Троицы.
Утром следующего, воскресного дня толпы верующих собрались внутри и вокруг собора Святой Троицы, где торжественную литургию совершал Патриарх Илия II.
В своей проповеди перед богослужением Предстоятель ГПЦ обратился к пастве: «Счастливы те люди, которые защищают Грузинскую Церковь. Исторически Церковь всегда оберегала Грузию. Церковь была великой силой. Такова Церковь и сейчас... Зачастую с Церковью борются и пытаются унизить ее. Тот, кто унизит Церковь, обязательно будет наказан». После окончания богослужения на Метехском мосту собрались прихожане и духовенство различных тбилисских храмов с иконами, крестами и национальными флагами Грузии. Перекрыв движение в центре столицы, они прошли к зданию парламента и освятили его углы, «изгоняя оттуда дьявола».
Армянский храм Норашен в Тбилиси. Церковь есть, а статуса нет. Фото Виктории Панфиловой |
Вечером того же дня в СМИ появилось сообщение о том, что на проспекте Кетеван Цамебули в Тбилиси произошло нападение на армян. По словам очевидцев, случилось следующее: «Неожиданно до десяти молодых людей, после разговора на повышенных тонах, напали на трех армян. Начали избивать их с громкими криками: «В том, что происходит, вините себя!» Избиение продолжалось около пяти минут, затем молодые люди убежали». Позже представители армянской общины опровергли это сообщение, но глава Ассамблеи армян Тбилиси Арнольд Степанян признал, что отношение к его соплеменникам со стороны грузин резко ухудшилось: «В Грузии проснулась армянофобия. В транспорте, на улице – везде обсуждается этот вопрос с негативной для армян точки зрения... ходят слухи о том, что Армения заплатила властям Грузии, чтобы те приняли подобный закон». По его словам, такого рода настроения отмечены и у высшего духовенства ГПЦ, например у авторитетного среди верующих епископа Дманисского Зенона (Иараджули). В своем выступлении 7 июля на радио «Маэстро» епископ, по словам Степаняна, «указал на Армянскую Церковь и власти Армении как на тех, под чьим воздействием грузинский парламент якобы принял этот закон, не дожидаясь результатов переговоров с Грузинской Православной Церковью».
У представителей ГПЦ и грузинских политиков вызывает беспокойство тот факт, что после принятия нового закона Армянская Апостольская Церковь может предъявить претензии на возвращение армянских храмов в Грузии (которых, по разным данным, до 1917 года насчитывалось от 457 до 600) и принадлежавших ей до революции земельных владений, то есть де-факто – на территорию Грузии. Об этом, в частности, 11 июля заявил экс-президент Эдуард Шеварднадзе.
11 июля состоялось закрытое заседание Священного Синода ГПЦ, на котором присутствовали и представители правящей партии. В своем решении Синод «призвал духовных лиц и паству к спокойствию и независимо от причин волнения просил воздержаться от всяческих самовольных действий» (возможно, намек на слухи об избиении вечером 10 июля армян в центре Тбилиси), а власти – к шагам навстречу Церкви. Как добавил после завершения заседания Синода митрополит Боржом-Бакурианский Серафим (Джорджуа), «Синод... надеется, что закон не будет принят».
12 июля парламент Грузии внес поправки в уже принятый закон. Эти поправки, как заявил СМИ депутат от правящей партии Давид Дарчиашвили, «абсолютно не означают, что государство берет какие-то материальные обязательства по отношению к этим организациям, тем более за счет Православной Церкви». В тот же день пресс-секретарь президента Саакашвили Манана Манджгаладзе официально заявила на пресс-конференции от имени главы государства: «Мы ценим те прочные отношения, которые традиционно существуют между государством и Церковью... Естественно, что грузинское государство никогда не сделает шагов, которые пойдут вразрез с этими отношениями».