Синод УПЦ готовит проведение Собора в чрезвычайной спешке.
Фото с сайта www.orthodox.org.ua
Собор Украинской Православной Церкви Московского Патриархата должен состояться 8 июля в Киеве и уже предваряется скандалами. В конце июня в ряде интернет-СМИ со ссылкой на анонимные источники в УПЦ МП появилась информация о том, что на Соборе готовится своеобразная революция, которую уже окрестили «оранжевой» – введение поста местоблюстителя Киевского митрополичьего престола. Этот пост при живом Предстоятеле Украинской Церкви 75-летнем митрополите Киевском и всея Украины Владимире (Сабодане) якобы должен был бы занять 34-летний архиепископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), ранее не раз называвшийся в СМИ вождем «оранжевой группировки» в верхах УПЦ МП. Тем самым, как утверждали авторы этих публикаций, сразу же ставших предметом эмоциональных обсуждений, была бы де-факто провозглашена автокефалия УПЦ МП. 4 июля появились сообщения о том, что многие верующие готовятся к молитвенному пикетированию Киево-Печерской лавры, где пройдет Собор, с требованием не допустить выхода Украинской Церкви из юрисдикции Московского Патриархата.
Основанием для обеспокоенности у многих верующих, безусловно, стало то, что первый с 1990 года Собор УПЦ МП готовился в чрезвычайно спешном режиме – заседание Священного Синода Церкви, на котором было принято решение о проведении Собора, прошло 28 июня, то есть всего за 10 дней до назначенной даты открытия Собора. Выборы делегатов на Собор должны были, по решению Священного Синода, пройти до 2 июля, то есть всего за 3–4 дня. Как отметил по этому поводу 29 июня в своем блоге протодиакон Андрей Кураев, такая спешка оправданна, «когда Собор срочно созывается для выборов нового Предстоятеля в связи с кончиной предыдущего, тут уж повестка и сроки проведения диктуются понятными мотивами». «Но при живом-то Предстоятеле к чему такая спешка?.. Неужели правы те, кто говорит о предполагаемой реформе Диоклетиана (то есть введении «соправителя» в лице местоблюстителя Киевского митрополичьего престола. – «НГР»)?», – задавался вопросом Кураев. Дело в том, что авторы появившейся еще вечером 26 июня публикации о готовящейся «автокефалистской революции» на Соборе его дату объясняли именно желанием опередить готовящийся на конец июля пастырский визит Патриарха Кирилла на Украину. Глава Московского Патриархата, прибыв в Киев, столкнулся бы уже с принципиально иной ситуацией в УПЦ.
Сама по себе хронология появления информационных вбросов о якобы готовящейся «церковной революции» в руководстве Украинской Церкви поражает своим динамизмом.
26 июня в 20.41 на сайте odnarodyna.com.ua появилась статья с громким заголовком «В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата готовится оранжевый переворот», где говорилось об опасности усиления архиепископа Александра (Драбинко). Он, по мнению автора статьи, «помимо полной необоснованности притязаний на руководящую роль в Церкви... известен как лидер оранжевой, автокефалистской, стремящейся к отделению от Русской Церкви националистической группировки в Киевской митрополии». В статье утверждалось, что архиепископ будет выбран на должность местоблюстителя Киевского митрополичьего престола.
Спустя полтора часа на сайте информагентства «Новый Регион» появляется статья со схожим содержанием, ссылавшаяся уже на свой источник в УПЦ. «По сути, Драбинко получит власть, равную Киевскому митрополиту, а в ситуации частых болезней Блаженнейшего – станет главой УПЦ де-факто», – сообщил этот источник агентству. В этой же статье было сказано, что «попытка введения поста местоблюстителя связана с грядущим визитом в Киев Патриарха Кирилла, который должен состояться в конце июля», отметил источник.
Вечером 28 июня статья под названием «Украинскую Церковь отделяют от Русской? Архиепископ Александр (Драбинко) готовится совершить в УПЦ «оранжевый переворот», где компилировались две вышеназванные украинские публикации, была размещена на интернет-портале Km.ru и быстро стала одной из самых обсуждаемых в православном сегменте российского Интернета.
Утром 30 июня возможное развитие событий на Соборе описал один из российских интернет-порталов, освещающих религиозную тематику: «Ожидается, что значительно будет омоложен состав постоянных членов Синода. Cкорее всего оттуда будут выведены митрополиты Крымский Лазарь, Харьковский Никодим и Одесский Агафангел». Последний из них известен как признанный лидер пророссийской «группировки» в УПЦ.
В итоге оказавшемуся под шквалом обвинений архиепископу Александру (Драбинко) пришлось спешно оправдываться. 30 июня в своей страничке в социальной сети он разместил два сообщения. Первое, в 16.21: «Нынешний статус Украинской Православной Церкви является сегодня оптимальным. По объему своих прав наша Церковь сегодня не уступает не только автономным, но и некоторым автокефальным Церквам. Канонический статус, предоставленный нашей Церкви 18 лет назад, прошел испытание временем, показал свою жизнеспособность, дал нам возможность объединить паству, стать, по слову апостола, «всем для всех». Второе сообщение, в 16.24: «О «местоблюстительстве» – провокационная ложь врагов нашей Церкви!»
Вечером 1 июля на принадлежащем УПЦ МП (хотя и не являющемся ее официальным представительством в Интернете) сайте orthodoxy.org.ua было размещено интервью с архиепископом Александром (Драбинко), где на прямой вопрос «Вы планируете стать местоблюстителем при живом митрополите, как о том сообщают СМИ, ссылаясь на «достоверные источники в Киевской митрополии»?» он заверил, что «ни одному из сотрудников Киевской митрополии такое не могло даже прийти в голову... данная информация есть плод фантазии автора». Утром 4 июля на сайте orthodoxy.org.ua появилось интервью с Предстоятелем УПЦ митрополитом Владимиром (Сабоданом), озаглавленное: «В Церкви не может быть «переворота» или «передела власти».
Сложно сказать, планировалось ли в действительности что-то подобное на Соборе УПЦ МП, но было спешно отменено из-за утечек в СМИ или вся интрига изначально была досужим вымыслом. В любом случае этот скандал лишний раз показал, насколько напряженной остается ситуация в украинском православии, и заинтересованные лица находятся в постоянном ожидании любых, даже самых революционных изменений в Украинской Церкви. Для украинцев, в том числе и православных верующих, «незалежность», государственная и церковная, продолжает быть весомой ценностью.