Языческий обряд на капище близ фундамента Десятинной церкви (Киев).
Фото с сайта www.svarga.kiev.ua
К противостоянию вокруг готовящегося воссоздания Десятинной церкви в Киеве – против этой инициативы Московского Патриархата активно выступают украинские националисты из различных организаций – подключилась еще одна сторона. В первых числах июня на сайте Объединения родноверов Украины (ОРУ), одной из крупнейших организаций украинских неоязычников, было опубликовано официальное заявление данной организации о «распоясавшихся московских бандитах в рясах». Как заявляет его автор, председатель ОРУ Галина Лозко, «восстанавливать Десятинную церковь нельзя, поскольку в результате под угрозой разрушения может оказаться древнее языческое капище, находящееся неподалеку». По словам Лозко, это капище является «местом паломничества родноверов всех славянских стран, поэтому разрушение наших святынь станет позором международного уровня». Далее в заявлении сказано, что ОРУ готово «защищать капище Сварога» от «растерзания варварами», но «исключительно в рамках закона».
Каменное сооружение, которое Галина Лозко называет «сердцем Украины, сердцем Киевской Руси» и которое регулярно становится центром проведения обрядов неоязычников Киева, обнаружил в 1908 году во время своих весьма дилетантски проводимых раскопок на Старокиевской горе археолог Викентий Хвойко. По его словам, на глубине около трех метров были найдены «остатки каменного фундамента какого-то загадочного сооружения. Фундамент этот состоял из различных по величине камней серого песчаника... Камни эти были сложены на глине, образуя эллиптическую фигуру (4,2 м в длину и 3,5 м в ширину), имевшую с четырех сторон по одному четырехугольному выступу (0,7–0,8 м в длину), которые были обращены по сторонам света». Хвойко счел эти «остатки фундамента» древним языческим жертвенником. В свою очередь, академик Борис Рыбаков в 1987 году в книге «Язычество Древней Руси» приписал его создание... легендарному князю Кию, чье время Рыбаков датировал концом V века. Между тем в 1980-е годы археологами уже было доказано, что первые поселения Киева возникают лишь на рубеже VIII и IX веков. Но исторические построения Рыбакова соответствовали тогдашним настроениям в среде руководства страны, официально санкционировавшего в мае 1982 года пышные торжества в честь «1500-летия со дня основания Киева».
Популярные картины древнеславянского язычества, представленные тогда в кинематографе – например, в кассовом фильме «Легенда о княгине Ольге» (Киностудия им. А.Довженко, 1983 год), – после распада СССР стали источником для реконструирования своей «национальной религии». Показанные в киноленте резные деревянные идолы древнеславянских богов явно копируют нынешние язычники в Украине. Запрос на национальный колорит в Украине весьма актуален. Именно на этой волне в начале 1990-х был образован и Киевский Патриархат (в храмах которого богослужения совершаются на украинском и чьи священники окормляют националистов). Другим вариантом поиска «украинской религии» стало неоязычество, чем и объясняется его популярность в соседней славянской стране. Это движение обращается к верованиям славян до принятия в 988 году Русью христианства. 20 июля 2008 года на горе Богит в Карпатах, где стоял в Средние века знаменитый Збручский идол, установлено огромное деревянное изображение Перуна, к которому организуются паломничества со всей Украины. 24 августа 2009 года еще один огромный идол Перуна был установлен на Подоле в Киеве – примерно там же, где он стоял до Крещения Руси и откуда в 988 году был сброшен в Днепр. Торжественная церемония собрала тогда сотни неоязычников и была показана на многих украинских телеканалах, но осталась незамеченной в России. Помимо существующего на Старокиевской горе капища еще одно (уже откровенно новодельное, на кирпичном фундаменте) в 2006 году в канун православной Пасхи было заложено в Киеве на Замковой горе, где до революции располагалось кладбище Флоровского женского монастыря.
Следствием того, что многие приходят в неоязычество из соображений откровенно националистического характера, являются тесные связи украинских родноверов с правыми организациями различной степени радикальности. Кто-то просто практикует параллельное членство, но и примеров того, как это сотрудничество проходит на официальном уровне, немало. Например, на сайте крупнейшей националистической партии Украины – ВО «Свобода» – можно найти упоминания о том, как 22 марта с.г. отделение этой организации в городе Борисполь Киевской области организовало лекцию председателя ОРУ Галины Лозко, названной ими «разработчиком современной украинской правой идеи». На сайте действующего при ОРУ братства «Сварга» можно найти фотографии неоязычников, совершающих 20 марта с.г. обряды на том пресловутом капище рядом с фундаментом Десятинной церкви. Те же лица запечатлены на фоне знамени Конгресса украинских националистов (КУН). Также есть фото с митинга 16–17 апреля с.г. в Холодном Яру, где рядом со знаменами «Свободы», КУН и других националистических организаций реют флаги организации язычников. Так что мобилизационные возможности украинских любителей дохристианской старины и их союзников для организации политических протестов достаточно велики.
Украинские родноверы возносят хвалу Перуну на горе Богит (Тернопольская область). Фото с сайта www.alatyr.org.ua |
Несколько лет назад территория рядом с Десятинной церковью, вблизи с раскопанным фундаментом которой находится небольшой деревянный храм Московского Патриархата, уже становилась местом конфликта неоязычников с православными верующими. 19 августа 2007 года, как писали украинские СМИ, «за право молиться рядом с Десятинной пролилась кровь». Газета «Сегодня» 21 августа 2007 года привела слова протоиерея Тарасия Шмигельского, совершившего 19 августа богослужение в храме: «Конфликт между нашими прихожанами и язычниками длится вторую неделю. Каждую службу мы завершаем колокольным звоном. А здесь на капище собирается Объединение родноверов Украины, члены которого поклоняются языческим богам. Так вот, звон колоколов им помешал. Они подошли к звонарю, просили прекратить звон, но тот продолжал звонить. И язычники стали отбирать у него веревки и избивать. Тогда из храма вышли наши прихожане, завязалась потасовка». Согласно сообщению пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УМЦ МП) от 20 августа 2007 года, «к окончанию службы к храму стали подтягиваться люди в вышиванках (ритуальная одежда язычников), затем подошел отряд (20 человек) бритоголовых скинхедов... началась драка, один из прихожан был избит кастетом и получил черепно-мозговую травму. Охранник одной из молившихся за литургией прихожанок сделал выстрел в воздух, а затем резиновой пулей ранил одного из нападавших. Им оказался язычник, прибывший для захвата храма из Одессы». По сообщению пресс-службы УПЦ МП, ранее, «накануне празднования Крещения Руси, язычники уже предпринимали попытку сорвать богослужение. Они пикетировали храм с плакатами, надписи на которых гласили, что якобы святой князь Владимир – губитель Украины, а христианство – «жидомасонская вера», и не скрывали своего желания «раскатать храм по бревнам».
Сейчас родноверы подчеркивают, что готовы бороться против воссоздания Десятинной церкви исключительно «легальными методами» и в рамках закона, однако потенциал для конфликта на Старокиевской горе все еще остается.