В минувшую среду решением Верховного суда РФ была ликвидирована общественная организация Исламский культурный центр России (ИКЦР). Поводом к этому послужили «многочисленные нарушения как в финансово-хозяйственной, так и в уставной деятельности общественного крыла Совета муфтиев России (СМР)». Глава ликвидированного ИКЦР Абдул-Вахед НИЯЗОВ прокомментировал решение Верховного суда в беседе с корреспондентом «НГР» Лидией ОРЛОВОЙ.
– Господин Ниязов, как вы оцениваете решение Верховного суда о ликвидации ИКЦР?
– Мы категорически не согласны с решением Верховного суда, потому что за два дня судебного разбирательства мы представили исчерпывающие доказательства того, что большая часть всех нарушений, замеченных Минюстом, за эти полтора года была исправлена. А какие-то нарушения, которые еще остались, пытались исправить. Те замечания, на которых настаивал Минюст, почему-то были квалифицированы как грубое нарушение законодательства. Это на самом деле незначительные технические нарушения, которые не тянут на закрытие крупнейшей мусульманской общественной организации.
Когда закрывают организацию, которую знает вся страна, которая проводит очень активную деятельность во многих регионах, является лидером обновления среди мусульманского сообщества и фактически является системообразующей в мусульманском сегменте гражданского российского общества, конечно, это показывает, что мы кому-то неугодны. Мы не сирые, не убогие, у нас есть своя позиция и своя точка зрения по всем вопросам жизни страны и общества, жизни мусульманского сообщества России. Да, нас невозможно обвинить в пособничестве терроризму, в антиконституционной деятельности, потому что вся наша деятельность публична, прозрачна и мы всегда были на острие борьбы с сепаратизмом, экстремизмом, всегда впереди, когда дело касается межнационального мира и согласия, межконфессионального диалога, популяризации и укрепления позиций патриотизма среди мусульманской молодежи, вне зависимости от того, где она живет – в Волго-Уральском регионе, в мегаполисах или на Северном Кавказе. Тогда в ход пошли вот такие казуистические вопросы, причем с формулировкой – мне было смешно читать, – что нарушения финансово-хозяйственной деятельности «грубые». Что же это за грубые нарушения? Оказывается, бухгалтер по ошибке начислила мне сумму, по-моему, в 28 или 38 тысяч рублей. За 20 лет! Но нас неоднократно предупреждали, что с такой самостоятельной позицией, с такой активностью, грубо говоря, ребята, вы доиграетесь. Жалко, что инструментами такого чиновничьего, скажем так, давления стали столь уважаемые инстанции, как ФСБ, Минюст и Верховный суд.
Тем не менее мы не теряем оптимизма, мы все равно убеждены, что без формирования реального свободного гражданского общества у нашей страны не будет будущего, не будет развития. Поэтому, пусть через какие-то трудности, но мы все равно к этому придем. Мусульмане сегодня составляют пятую часть населения нашей страны, поэтому мы и дальше будем развивать идеалы гражданского общества среди мусульман . Для этого есть масса организаций, через которые мы будем работать. Они показали, несмотря на давление, на информационные атаки, преданность, организованность. Есть еще и духовные лидеры, с которыми мы и дальше будем работать, которых дальше будем поддерживать. Как говорят, за одного битого двух небитых дают. Сейчас наш актив будет интенсивно участвовать в выборной ситуации, потому что беспредел чиновничества достал все общество.
– Намерены ли вы воссоздать общественное крыло СМР в виде другой организации?
– Существует много организаций, где мы входим в состав руководства, в деятельности которых участвуем. Некоторые организации даже предложили мне их возглавить. Мы рассматриваем порядка дюжины предложений. Я доложил нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину, объяснил ситуацию и попросил, чтобы СМР не делал сейчас никаких оценок, потому что мы, в свою очередь, не хотим подставлять эту крупнейшую мусульманскую организацию. Могу сказать, что, безусловно, наш актив примет участие в выборной кампании, потому что мы хотим видеть будущую Думу и, если говорить дальше, будущего президента свободными от ярма чиновничества и этого чиновнического беспредела. Я думаю, здесь с нами солидарно подавляющее большинство нашего общества.