Некоторые искусствоведы опасаются, что РПЦ получит в свое распоряжение даже шедевры архитектуры.
Фото Сергея Воробьева/PhotoXPress.ru
Сообщение информационных агентств о разработке в правительстве Москвы плана передачи религиозным организациям новой порции недвижимости религиозного назначения, находящейся в государственной и муниципальной собственности, вызвало немалый переполох в кулуарах. Причем в разных кругах.
Во-первых, это обеспокоило культурную общественность, которая понимает, что от закусивших удила чиновников можно ожидать чего угодно, так как в перечень, приложенный к распоряжению мэра от 20 октября 1999 года № 1182-РМ, который снова востребован согласно ФЗ № 327 от 3 ноября 2010 года, войдет все. В документе, изданном Юрием Лужковым 12 лет назад, в этот список помимо культовых строений включены «здания, сооружения, строения и помещения, являющиеся неотъемлемой частью культовых комплексов» вплоть до домов причта «с помещениями для хранения хозяйственного инвентаря» плюс «здания или помещения для социально-благотворительной деятельности, для организации богаделен, приютов, ночлежек и т.п.». Но под неопределенным «и т.п.» можно иметь в виду все, что заблагорассудится, вплоть до расположенных неподалеку от культовых объектов городских и музейных усадеб или жилых домов.
Во-вторых, не меньше волнений произвело это решение в кабинетах федеральной власти. Сравнимый с федеральным столичный бюджет решил избавиться таким образом от груза ответственности по содержанию немалого объема недвижимости. Ведь попади она в церковную собственность, все расходы по реставрации, реконструкции и эксплуатации придется брать на себя федеральному, а не столичному бюджету. Практика показывает: когда памятники попадают в собственность или пользование Московского Патриархата, церковники обращаются за финансовой помощью для поддержания зданий в порядке к федеральным властям. Даже если представить, что миллионам москвичей совершенно все равно, на что уходят их налоги, то для распорядителей федеральных средств несколько миллиардов рублей, которые пришлось бы вложить в РПЦ, станут головной болью.
В-третьих, заволновались СМИ. Дело в том, что, кроме скупого сообщения о готовящихся московскими чиновниками к передаче Московскому Патриархату ни много ни мало 923 объектах культурного наследия федерального значения, никаких подробностей не разглашается. Говорится разве что об абстрактной комиссии, которая якобы будет работать в этом направлении, и об «утешительных» сроках – что передачу собственности планируется завершить к концу 2011 года.
Через год после первого распоряжения о передаче РПЦ ценной недвижимости уже 7 декабря 2000 года Лужков выпустил добавочное – № 1287-Р, в котором, в частности, предписывал «организовать работу по оказанию содействия религиозным организациям в подготовке соответствующих документов в части, касающейся памятников истории и культуры, на которые претендуют эти религиозные организации» (ст. 2). В ту пору Юрий Михайлович апеллировал лишь к распоряжению президента РФ от 23 апреля 1993 года № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» и федеральному законодательству о свободе совести. Перетасовка объектов истории и культуры федерального значения между городским и федеральным бюджетами из-за этого была осложнена и зависела от личных договоренностей и отношений между чиновниками. Зато принятие нового закона № 321, который предписывает передачу этой недвижимости в собственность Московского Патриархата, былое неудобство устранило, и теперь мэрия может избавиться от балласта, просто передав памятники Церкви. В результате РПЦ получила бы возможность значительного увеличения капитала в виде ценной недвижимости и земельных участков в столице, которое перекроет своими масштабами даже умозрительные перспективы строительства 200 храмов в спальных районах столицы. Ну а федеральной власти придется лишь оплачивать удовольствие от всего этого «духовного возрождения».
Если кто-то думает, что столь гениальную по простоте модель мог изобрести новый столичный мэр, то скорее всего ошибается. По свидетельству источника в Московской Патриархии, привнесенная в мэрию идея родилась в юридическом отделе РПЦ. Там же, кстати, определено и количество памятников истории и культуры – те самые 923 объекта, которые РПЦ рассчитывает получить в собственность. Отчасти этим и объясняется то, что в мэрии никому не известно о каких-либо официальных списках объектов, готовящихся к передаче Церкви. Чиновники просто ничего не знают и ждут указаний из Патриархии. Ну а задержка объясняется просто: до того как в первой половине июня будет создана упомянутая в сообщении комиссия, юристу РПЦ предстоит закончить работу по исключению из общего реестра столичных объектов культурной недвижимости те, которые уже переданы в собственность религиозной организации.
Таким образом, пусть пока лишь в планах, но оказываются соблюденными интересы нескольких сторон. Московского Патриархата, который рассчитывает овладеть подавляющим большинством недвижимого культурного наследия в Москве. Столичной мэрии, избавляющейся в перспективе от громадных затрат на обслуживание нужд отделенного от государства собственника. В какой-то мере соблюдены даже интересы московских налогоплательщиков, на шее которых в результате предполагающейся передачи остался бы висеть лишь храм Христа Спасителя. На памятник федерального значения бетонный комплекс никак не потянет, а получить его в собственность РПЦ не захочет из-за огромных расходов на его содержание.
Неучтенными пока остаются лишь интересы самих «освоенных» памятников истории и культуры и мнение сравнительно небольшого количества россиян, для которых слова «культурное наследие» – не пустой звук.