Как бы ни рассаживались участники широкого общественного форума, но всегда кто-то оказывается в первом ряду президиума.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
В Москве с 25 по 27 мая прошел XV Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). Как известно, этот форум в Московском Патриархате считают главной площадкой для диалога Церкви и общества. С одной стороны, Собор проходит под эгидой РПЦ и возглавляется Патриархом Кириллом, транслирует позицию и убеждения Церкви. С другой стороны, участие в форуме открыто не только для православных священнослужителей и мирян, но и для представителей других религий. Нынешний Собор, кажется, побил все рекорды либерализма, на какие только могло быть способно это детище Московской Патриархии. Безусловно, солью и перцем форума стало выступление известного политического либерала Леонида Гозмана. Возможно, сам сопредседатель партии «Правое дело» был несколько удивлен тем, что «организаторы Собора решили дать слово атеисту и этническому еврею, человеку, публично спорившему со Святейшим Патриархом».
Так смог ли нынешний Собор перерасти роль рупора церковной позиции и претендовать на статус общенациональной площадки для действительно свободных дискуссий? Гозман, например, выразил мнение, что этот форум демонстрирует способность быть объединяющим началом для граждан различных политических и религиозных убеждений. Политик даже призвал Церковь отстаивать свободу совести и отказаться от деления религий России на традиционные и нетрадиционные, то есть пересмотреть фундаментальные убеждения РПЦ. Реалистичны ли ожидания либералов, выраженные Гозманом?
В приветственном слове на открытии ВРНС Патриарх Кирилл заговорил о плюрализме и разнообразии общественных сил в нашей стране. Он напомнил, что Россия вступила в предвыборный год – в декабре гражданам предстоит проголосовать за партии, претендующие на места в Госдуме. Интересно, что из уст главы РПЦ прозвучала апология политической и экономической конкуренции, «эффективность которой для развития общества и государства становится все более и более очевидной». Патриарх уверил соборян, что Церковь ни одну из партий поддерживать не станет, но со всеми политическими силами будет поддерживать отношения. Цель этого партнерства – внушение политикам и обществу выработанных в недрах РПЦ и околоправославных объединений граждан «базисных ценностей» (до этого в Церкви их еще называли «фундаментальными»), которые должны объединить россиян и служить для их национальной самоидентификации. «Как важно этот политический, экономический, социальный, мировоззренченский плюрализм связать с базисными ценностями – чтобы машина вразнос не пошла, чтобы свободное и эффективное действие личности и общественный дух имели бы все-таки некое общее стратегическое целеполагание!» – заявил Предстоятель Церкви.
Напомним, что вначале, когда о подобном проекте говорил еще глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, таких ценностей было семь, потом этот список разрастался. К моменту, когда слово на открытии XV ВРНС взял Патриарх, ценностей оказалось 16 плюс еще одна, добавленная лично Патриархом, – «вера». Собор принял этот список специальным документом, причем «патриаршую» ценность – веру – поставил во главе.
Нет смысла перечислять эти благие пожелания, достаточно сказать, что все они сводятся к требованию к общественным и политическим силам, которое Патриарх Кирилл в своем выступлении определил так: «Все мы должны жить честно, поступать по совести». Действительно, кто же с этим поспорит, особенно когда речь идет о политической и экономической элите! Только РПЦ не первый год «соработничает» и с властью, и с различными партиями, в том числе правящей. Насколько жизнь вокруг нас стала честнее и совестливее за два десятилетия духовного возрождения в нашем Отечестве, судить читателю.
Следует особо остановиться на том, что Патриарх в своей речи выразил убеждение в религиозности россиян. По мнению главы РПЦ, большинство граждан исповедуют то или иное вероучение. Однако «совершенно очевидно, что не все люди в нашем обществе разделяют религиозную веру». «Думаю, учитывая наличие разных подходов к вере, мы должны найти такую формулировку, которая, с одной стороны, свидетельствовала бы о том, что религиозная вера является фундаментальной ценностью для очень большого числа наших граждан, но, с другой стороны, чтобы уважение было проявлено и к тем, кто религиозной веры в своем сердце пока не чувствует», – сказал Патриарх Кирилл. Обращает на себя внимание уточняющее слово «пока». Как это следует понимать? Пока не чувствует, потом почувствует, когда станет привычным, что атмосферу в обществе определяет Московский Патриархат? Тем более что подобное ощущение усиливается по мере того, как параллельно с мягкими формулировками Патриарха звучат императивы наподобие недавних требований Никиты Михалкова и его единомышленников установить «нравственный надзор» за СМИ.
Что касается других религий, то свести к общему знаменателю общие принципы удастся лишь на основе самых общих максим вроде «не убий» и «не укради», которые и так соблюдает каждый нормальный человек, руководствуясь врожденным чувством гуманности и порядочности. Представляется, здесь важна не формулировка, какой бы она ни была, а сам факт, что предлагать ее будет самая влиятельная религиозная организация России. Самим этим фактом обозначая свое лидерство среди «братских» духовных общин.
И еще о старшинстве «братьев». Как сказал Патриарх, указанные базисные ценности хранятся в среде народов – «наследников исторической Руси: украинского, белорусского, молдавского и многих других». «У нас общий духовный корень, общие идеалы, общие цели – глубоко убежден, и общая система фундаментальных ценностей, а потому, конечно, общее будущее», – заявил Предстоятель Церкви. Соответственно в основе ценностей, которые должны будут, по замыслу Московской Патриархии, разделять мусульмане, иудеи, буддисты и даже просто молодые люди, «зараженные разными пороками, с неясными жизненными ориентирами», – православное вероучение. Ну если не вероучение, то хотя бы стиль жизни, образ мысли и просто самоощущение себя РПЦ как руководящей и направляющей силы российского общества.
А какого еще социального консенсуса можно ждать от форума, собранного не под эгидой государства и широкой общественности, а пусть и крупной, но – одной религиозной организации?