Среди инициаторов церковно-народного собрания преобладают молодые монахи.
Фото Алана Воуба
В Ново-Афонском монастыре Святого апостола Симона Кананита в Абхазии 15 мая состоялось церковно-народное собрание, инициированное молодыми православными священнослужителями, оппозиционными нынешней церковной власти в республике. О подготовке к этому мероприятию «НГР» писали в номере от 20.04.11.
Церковно-народное собрание, в котором, по сообщениям его организаторов, приняли участие свыше тысячи клириков и мирян, объявило о создании религиозной организации «Священная митрополия Абхазии» с центром в Ново-Афонском монастыре. В Минюст республики отправлен запрос на регистрацию нового религиозного объединения. Избран Совет митрополии из 12 членов, шесть из которых будут занимать клирики и шесть – представители мирян. Два места оставлены вакантными для представителей клира, поддерживающих священника Виссариона Аплиа, объявившего себя исполняющим обязанности управляющего самопровоглашенной Сухумо-Пицундской епархии.
Главой совета «Священной митрополии Абхазии» избран архимандрит Дорофей (Дбар), в настоящее время заштатный клирик Майкопской епархии Русской Православной Церкви и временный клирик Гуменисской митрополии Элладской Православной Церкви. Правда, представители РПЦ заявляют, что не признают переход этого священнослужителя в Элладскую Церковь и его возведение в сан архимандрита.
Собрание в Ново-Афонском монастыре оставило на перспективу решение вопроса о создании независимой абхазской Церкви и поставление для нее епископа. Участники мероприятия приняли обращение к Предстоятелям и Священным Синодам поместных Православных Церквей с просьбой о создании межцерковной комиссии под руководством представителя Константинопольского Патриарха для обсуждения вопроса урегулирования канонического статуса абхазского православия.
Первой из Церквей на события 15 мая отреагировал Грузинский Патриархат. Патриархия в Тбилиси сделала заявление: «Обращаемся к участникам собрания и всем проживающим в Абхазии православным с просьбой встать выше инспирированных внешними силами процессов (что и является причиной существующих противостояний) и с любовью и умиротворением восстановить каноническое единство между нами». Осталось неясным, какой путь восстановления канонического единства верующих предлагает Тбилиси и о каких внешних влияниях идет речь. Напомним, что в прошлом году Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II объявил о введении прямого патриаршего правления в этой епархии ГПЦ, над которой его Церковь почти 20 лет де-факто не имеет духовной власти.
Характерно, что и Виссарион Аплиа, и группа архимандрита Дорофея действуют исходя из принципа независимости абхазского православия. Церковные оппозиционеры отчасти повторили опыт Аплиа по созданию независимой, но не признанной православным миром Церкви. Однако сторонники архимандрита Дорофея поступили осторожнее, оставив окончательное провозглашение церковной независимости на усмотрение межцерковной комиссии. «Вопрос статуса абхазской Церкви требует не одного года и огромной работы, но его нужно было когда-то начинать, и пусть сегодняшний день станет тем днем», – заявил по окончании собрания архимандрит Дорофей.
Кроме того, они не стали делать ставку только на Грузинскую или Русскую Церковь, а обратились ко всей полноте мирового православия и авторитету Константинополя. Также участники церковно-народного собрания в Новом Афоне не спешили, как это сделал Аплиа, вразрез с канонами провозгласить своего лидера епископом.
Создается впечатление, что Виссарион Аплиа в своих инициативах полагается исключительно на молчаливое невмешательство Московского Патриархата в церковные дела Абхазии. Однако теперь, в связи с тем что наметилось соперничество уже внутри абхазского клира, а не только по отношению к Грузинской Церкви, дальнейшее сохранение статус-кво становится проблематичным. 13 мая на сайте ИА «Апсны-пресс» появилось интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиереем Николаем Балашовым. «Каноны Святой Православной Церкви не знают такого органа, как «церковно-народное собрание». Более того, в 13 каноне древнего Лаодикийского Собора прямо говорится: «Да не будет позволяемо сборищу народа избирать долженствующих произвестись во священство», – что подразумевает прежде всего кандидатов во епископы. Таковые кандидаты канонически избираются во всех Православных Церквах Священным Синодом архиереев. Таким образом, в данном случае мы видим попытку внесения в церковную жизнь чуждой ей политической, мирской стихии», – сказал Балашов.
Кажется, в церковном противостоянии действительно есть политическая проекция. «Ситуация, создавшаяся вокруг абхазского духовенства, нас очень тревожит, потому что она создает условия для раскола как в обществе, так и в самой Православной Церкви», – приводят местные СМИ слова премьер-министра Абхазии Сергея Шамба. В то же время в собрании в Новом Афоне участвовал Рауль Хаджимба, бывший вице-президент Абхазии. На выборах главы тогда еще непризнанной республики в 2004 году нынешний президент Сергей Багапш и Хаджимба были соперниками, причем это противостояние не ограничилось рамками мирной агитации.
Вот и теперь противники церковно-народного собрания обвиняют его организаторов в желании обострить политические вопросы, в том числе отношения Абхазии и России. Однако лидеры «Священной митрополии» заверили «НГР», что их инициативы ограничиваются вопросами организации церковной жизни.