0
1355
Газета События Интернет-версия

18.05.2011 00:00:00

Египетская революция пожирает своих детей

Тэги: египет, революция


египет, революция Христианское меньшинство Египта оказалось в заложниках у разбушевавшейся революционной стихии.
Фото Reuters

Революционная эйфория в Египте перерастает в страх, вызванный проявлениями религиозной нетерпимости. События первой половины мая глава пресс-службы Католической Церкви Египта священник Рафик Грейх охарактеризовал как начало настоящией гражданской войны. Вот краткая хронология межобщинных столкновений. В результате атаки радикальных мусульман на представителей коптского христианского меньшинства 7 мая в пригороде Каира Имбабе погибли 15 человек и 232 были ранены, сожжены две церкви и десятки лавок, жилых домов и автомобилей местных христиан. 10 мая толпа вооруженных мусульман напала в Александрии на демонстрацию коптов, протестовавших против погромов в Имбабе. Несколько человек с ранениями различной степени тяжести попали в больницы, однако более тяжких жертв удалось избежать благодаря быстрому вмешательству полиции. В ночь с 14 на 15 мая столкновения начались уже в центре Каира, где митинговавшие у здания Гостелевидения христиане несколько раз подверглись обстрелу из автоматического оружия, а затем были атакованы толпой, пустившей в ход холодное оружие. В итоге 67 коптов госпитализированы, еще двое, по информации спутникового телеканала «Аль-Джазира» (не подтвержденной официальными властями Египта), убиты.

Имбаба – самый густонаселенный и один из самых депрессивных районов египетской столицы, где проживают выходцы из провинции. Здесь традиционно сильно влияние радикальных исламистов. В ноябре 1992 года вождь одной из военизированных группировок шейх Габер даже объявил в квартале независимую «Исламскую республику Имбаба», а себя – ее президентом. Живших в квартале христиан он обязал платить джизью – налог на иноверцев, магазины с западной одеждой и видеопродукцией закрыть. Обеспокоенные власти Египта бросили на штурм Имбабы 14-тысячную армию, однако шейх со своими бойцами успешно отбивался от правительственных войск в течение нескольких недель. После того как в декабре 1992 года египетские власти восстановили контроль над районом, 250 наиболее опасных бунтовщиков были отправлены в тюрьмы, еще 5 тыс. выселены в другие места. Хотя в экономику района были направлены серьезные инвестиции, благосостояния более чем миллиону местных жителей это не добавило.

Впрочем, еще 19 февраля с.г. побывавшие в Имбабе журналисты New York Times уверяли своих читателей, что интерес жителей квартала к религии минимален. Однако вечером 7 мая у христианского храма Мари Мина в Имбабе собрались около 4 тыс. салафитов (ревнителей «чистого ислама»), разъяренных слухами о том, что в храме якобы насильно удерживается коптская женщина Абир Фахри, перешедшая в ислам, но затем похищенная своей родней. Осада храма быстро перешла в его обстрел из огнестрельного оружия и забрасывание бутылками с зажигательной смесью. Был подожжен и расположенный поблизости храм Девы Марии. Бой между мусульманами и коптами продолжался около четырех часов и с большим трудом был прекращен прибывшими регулярными войсками, которые начали постоянное патрулирование улиц квартала.

Двумя неделями ранее, 19 апреля с.г., массовые столкновения коптов и мусульман прошли в городке Абу Киркас в провинции Эль-Минья в Верхнем Египте. Погибли двое и ранены пятеро человек, после чего в город были введены армейские части и установлен комендантский час.

В тот же день с поста губернатора провинции Кена в Верхнем Египте подал в отставку Имад Михаил, копт по происхождению. Пост губернатора провинции, в которой проживают 3 млн. мусульман и 1 млн. христиан, он занимал всего несколько дней. Сразу после того, как временное правительство Египта назначило христианина на пост главы администрации, местные группы салафитов начали протестовать, захватывая административные здания, блокируя движение по железным и автомобильным дорогам, чтобы не допустить в столицу провинции губернатора-копта. В Кене, как и в Абу Киркасе, власти были вынуждены ввести чрезвычайное положение. Как сообщили СМИ представители местных правозащитных организаций, протесты салафитов сопровождались требованиями создания в Кене исламского эмирата, закрытия светских школ и запрета празднования христианами Страстной недели. Впрочем, шариат уже негласно действует в Кене – 20 марта с.г. группа местных «ревнителей нравов» средь бела дня отрезала ухо копту Айману Айвару Митри. Экстремисты заявили, что лишь выполнили предписание исламского права и наказали христианина за якобы имевшую место связь с мусульманкой.

Стремительно нарастающую радикализацию мусульман Египта отражают результаты социологического исследования, проведенного в период с 24 марта по 7 апреля с.г. Pew Research Center’s Global Attitudes Project (США) и опубликованного 25 апреля на сайте данного исследовательского проекта.


В пригородах Каира уже идет настоящая гражданская война.
Фото Reuters

На основе этих опросов создается следующая картина настроений в египетском обществе. 31% египтян поддерживают исламских фундаменталистов, 62% уверены, что законы государства должны строго следовать установлениям Корана. В политическом плане 37% египтян полностью поддерживают движение «Братьев-мусульман», что совпадает с числом тех, кто поддерживает демократов из «Движения 6 апреля» (38%).

Исламисты эту тенденцию чувствуют. Хотя ранее «Братья-мусульмане» отрицали наличие политических амбиций, 30 апреля Высший совет движения официально заявил о том, что планирует, создав политическую организацию под названием «Партия свободы и справедливости» (законы Египта запрещают созданные по религиозному признаку партии), принять участие во внеочередных выборах в египетский парламент в сентябре с.г. Исламисты надеются получить на них от 45 до 50% депутатских мандатов.

10 мая египетская газета Al-Masry Al-Youm опубликовала статью с цитатами из заявлений видных представителей основных исламистских движений («Братьев-мусульман», «Аль-Гамаа Аль-Исламия», групп салафитов), из которых следует, что исламисты готовы выступить на парламентских выборах единым блоком. По словам авторитетного салафитского шейха из Александрии Абделя Монейма аль-Шехата, это делается «ради сохранения исламского характера Египта». Член руководящего органа «Братьев-мусульман» Соби Солех, в свою очередь, заявил: «Серия недавних нападок на исламистов объединила нас». «Исламские движения объединяются, несмотря на различия в их идеологии, так как они чувствуют, что под угрозой находится ислам», – вторит единомышленникам другой известный представитель «Братьев» Монтасер аль-Зайят. Такая исламистская коалиция может претендовать уже на большинство в египетском парламенте, тем самым осуществив в крупнейшей стране арабского мира бархатную исламскую революцию.

Похоже, что арабская весна-2011 повторяет судьбу многих революций, известных нам по учебникам истории. Надежды на избавление от гнета тиранов сменяются еще более жестоким гнетом самых радикальных из революционеров. В январе мир обошли фотографии с каирской площади Тахрир, где опьяненные предчувствием свободы христиане и мусульмане вместе требовали отставки президента Мубарака. И вот теперь часть египетского общества становится жертвой ненависти своих соотечественников. «Революция пожирает своих детей», – произнес при похожих обстоятельствах Дантон, погибая от рук соратников-революционеров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1819
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3804
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2856
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2327

Другие новости